Идеальный выпускник начальной школы: что должен уметь ребенок к 5-му классу
© Depositphotos
Стандарты, предъявляемые к выпускникам начальной школы, постоянно меняются. Раньше основной целью, поставленной перед учениками младших классов, было изучение предметных дисциплин.
Сейчас на первое место выдвинут личностный результат учащегося.
Больше внимания уделяется самому ребенку и тем изменениям, которые происходят с ним в процессе обучения.
Более подробно о портрете выпускника начальной школы «Летидор» попросил рассказать Александру Павлову, педагога-психолога, директора начальной школы «Дари Детям Добро».
Базовые знания и умения выпускника начальной школы
К окончанию 4-го класса ученик должен уметь читать, писать, считать, знать особенности окружающего мира. Иными словами, в полной мере овладеть знаниями стандартной школьной программы. Но есть и другие навыки, которые ему нужно освоить к этому времени.
К ним относится работа в команде, поиск, усвоение и обработка нужной информации, самостоятельность, способность соблюдать дисциплину.
Важно, чтобы ребенок умел общаться как с детьми, так и со взрослыми. Впереди ему предстоит переход в среднюю школу, где придется самостоятельно налаживать контакты со сверстниками и учителями.
Также выпускник младших классов уже должен иметь собственное мнение, уметь аргументировать его.
Есть еще один важный блок, который необходимо освоить школьнику к возрасту 10-11 лет, он касается базовых познаний школьника о музеях, театрах, картинных галереях. Выпускники начальной школы должны различать разные жанры музыки, литературы, искусства, знать самых ярких представителей каждого из этих направлений.
Отельным пунктом в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) идут требования к основам патриотического воспитания и воспитания морально-волевых качеств.
Считается, что ребенок к пятому классу должен иметь собственную гражданскую позицию, соответствующую его возрасту. Он должен любить свою Родину и знать основные традиции и культурные ценности своего народа.
Предполагается, что выпускники начальной школы обладают эмоциональным интеллектом, соответствующим возрастным параметрам.
Они знают о своих эмоциях и чувствах, темпераменте, характере, а также об эмоциональных проявлениях других людей.
Общее или профильное образование: что выбрать
После окончания начальной школы многие дети уже готовы к тому, чтобы выбрать профиль обучения. В некоторых школах к концу четвертого класса детям раздают анкету, где они указывают, какие дисциплины хотели бы изучать в средней школе углубленно: математику, биологию, русский язык и другие. Есть вариант отправить школьника в общеобразовательный класс, который работает по стандартной программе.
Если ученик уверенно демонстрирует склонности к отдельным предметам, можно определить его в профильный класс. Например, он с удовольствием решает задачи, поэтому повышенное количество часов математики для него — не проблема.
Выбор лучше делать, когда у школьника четко совпали предпочтения и личностные данные, сработало сочетание «нравится и получается».
В случае, когда нет особых предпочтений, можно попробовать классы общего профиля.
Сейчас многие школы осуществляют набор детей, начиная с 5-го класса. Это хорошие стартовые условия — ученик приходит в абсолютно новый коллектив, а не в уже сложившийся.
Поэтому важно, чтобы он не только обладал базовыми знаниями по предметам (программу всегда можно нагнать!), но и умел общаться, знакомиться, вливаться в команду, не боялся непривычного окружения.
Переход в средние классы — важный этап в жизни каждого ученика. Самый лучший выбор для вашего ребенка — класс, где обычным предметам уделяется такое же внимание, как и углубленным.
Комфортная обстановка для обучения, желание ребенка учиться именно здесь – основные критерии, на которые следует опираться в момент выбора.
Фото: Depositphotos