Эти советы помогут девятикласснику подготовиться к изложению по русскому языку

Создатель онлайн-сервиса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе Анастасия Овчарова — о том, как девятикласснику быстро и эффективно подготовиться к одному из самых сложных заданий ОГЭ.

Первая и важнейшая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе – изложение. Процедура проста: в аудитории дважды включается аудиозапись с чтением текста, после чего школьники должны сжато изложить услышанное в объёме не менее 70 слов.

Блестяще написанное изложение добавляет 7 баллов к итоговому результату (из 39 максимальных). И это 17 % общего результата экзамена девятиклассника.

Увы, статистика по ОГЭ неутешительна.

65 % школьников справляются с этой частью только на тройку, добирая минимальный балл за счет сочинения и тестовой части. Стоит ли уделять изложению особое внимание? Безусловно. Умение правильно изложить текст – показатель того, что человек способен извлечь из услышанного главную мысль и представить ее в виде собственного связного текста.

И хотя изложения дети учатся писать с начальной школы, обычно с передачей на письме звучащего текста возникают проблемы.

Какие?

Во-первых, ребёнок пытается записать текст целиком, включая вводные слова, служебные части речи и второстепенные конструкции. В итоге, не успевая за диктором, теряет нить рассуждения и нарушает смысловую цельность текста.

Это самая серьезная ошибка. Тексты, предлагаемые для изложения, представляют собой рассуждение о какой-либо проблеме, предложенное автором. А значит, последовательность развития мысли крайне важна.

Стремясь поспеть за чтецом и записать все, ребенок неизменно упускает одну из смысловых связок.

Хочу обратить внимание, что на экзамене требуется написать именно краткое изложение. Это значит, что попытка записать все подряд в большинстве случаев заканчивается провалом.

А если ребёнок быстро пишет и успевает все записать? Получит ли он максимальный балл? Нет. В этом случае при проверке не будут начислены баллы за критерий сжатия текста. Такой критерий есть, и эксперт обязан оценить, насколько выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, помогайте ребенку формулировать своими словами то, что он услышал. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берите тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

Во-вторых, смысл некоторых фраз современному школьнику попросту непонятен. Часто это цитаты, приводимые в доказательство авторской мысли.

Приведу пример. Рассуждая о восприимчивости детской души, автор одного из текстов для изложения приводит слова А. С. Пушкина, который писал: «Говорят, что несчастие — хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному...» Большинство школьников не понимает, о каком университете идет речь, не зная о переносном значении данного слова, поэтому подобные моменты требуют отдельного уточнения и разъяснения.

Третья проблема — неумение школьника связать разрозненные предложения в связный текст. Предложения, словно бессвязные обрывки мысли, следуют друг за другом без всякой логики.

iconmonstr-quote-5 (1)
Навык составления связного текста отрабатывается в ходе тренировочных изложений.

И здесь я подхожу к главной мысли. Не ограничивайтесь школьной подготовкой к изложению. Часто из-за упора на сочинение и тестовую часть на подробную отработку изложений времени у учителя просто не остается.

Обычные мамы и папы, окончившие школу и владеющие навыком связной речи, совершенно точно могут помочь своему ребенку подготовиться к этому непростому заданию.

Простой способ научиться писать изложение

Главное в изложении — понять основную мысль звучащего текста. На уроке школьников учат делить текст на смысловые части и выделять главную мысль каждой – ее называют микротемой.

Если действовать строго математически, исходный текст следует сократить примерно вдвое:

iconmonstr-quote-5 (1)
из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100.

Как же понять, что выбросить, а что оставить? На занятиях я советую использовать простой прием: после первого прочтения выпишите грамматическую основу каждого предложения — подлежащее и сказуемое. Это поможет выделить смысловой «концентрат» текста.

В качестве примера приведу абзац из уже упомянутого текста о детских впечатлениях.

_ «Некая неуловимая грань, наступающая при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и познающим мир взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед опасным прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, волнительный миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг, составляющий счастье и полноту жизни»._

Выписав основы, получаем следующее:

Грань волнует. Дети – ценители. Известно, что картошка похрустывающая. Доли секунды, момент, когда качели двигаются, миг перед падением – все рождает восторг.

Перед нами тезисный план описанной автором картины. Так вспомнить позже значимые детали и нанизать их на «скелет» текста значительно проще.

Кстати, читать текст вслух по старинке совсем необязательно. Например, на портале ФИПИ есть обширный банк готовых аудиозаписей текстов изложений. Все, что вам необходимо, – просто выбрать нужный вариант.

iconmonstr-quote-5 (1)
Чем больше вариантов тем разберете с ребёнком, тем лучше.

Уделите изложению, скажем, два часа в неделю. Несколько домашних уроков – и ребенок сможет уверенно передать мысль звучащего текста и будет намного увереннее себя чувствовать перед экзаменом.

Узнать секреты подготовки к изложению можно здесь.

Фото: Shutterstock.com

Комментарии
Загрузка...
Загрузка...
Семейный гороскоп
Загрузка...