Если ребенок — левша: как подготовить первоклассника к школе
Советы для родителей© Depositphotos
Ежегодно 13 августа отмечается Международный день левшей. И сегодня психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Ирина Вшивкова расскажет о правилах подготовки первоклассника, который держит ручку только в левой руке.
Первое, что необходимо сделать, — приобрести школьные принадлежности. Выбирайте только те, которые удобны для ребенка. Вспомните, как трудно в первом классе научиться правильно держать, например, ручку, а если она еще и не удобна для выбранной руки, то задача станет вдвойне сложной.
Какие канцелярские товары покупать для ребенка-левши
При покупке обратите внимание на следующее.
• Обычная линейка будет не удобной, так как ребенок закроет другой рукой значения. Отдайте предпочтение специальной линейке для левшей.
• Карандаши и ручки лучше использовать трехгранные. Это позволит прилагать меньше усилий для удержания инструмента в руке. Кроме того, трехгранные ручки со специальными резиновыми подушечками помогают пальцам избежать лишних мозолей и деформаций.
• При покупке ножниц не стоит ориентироваться на их название «левые/правые». Пусть малыш подержит их, попробует разрезать бумагу. Берите те, которыми ему будет удобно пользоваться.
Как организовать рабочее пространство для ребенка-левши
Научите ребенка использовать рабочее пространство на столе так, чтобы и свет был, и предметы помещались. Сделайте это в игровой форме.
• Ребенок один сидит за столом. Перед ним лежат бумага, карандаши, ластик — он должен что-то срисовать с образца. Как все расположить? Пусть попробует сам, потом поищите вместе наиболее удобный ему вариант.
• Сядьте рядом и разделите стол на двоих, как в школе. Каждый выполняет задание на своей половине стола. Играя, попробуйте вариант, когда ребенок сидит слева и справа от соседа.
Такие тренировки помогут выработать автоматизированный навык, который поможет первокласснику быстрее располагать учебные предметы на школьной парте.
А еще нужно вместе сформировать удобную и здоровую позу за столом, что важно для осанки.
Какая помощь может потребоваться ребенку-левше в школе
Дети-левши такие же, как и правши. Они достигают успехов в учебе, в творчестве и в жизни. Среди них немало великих исторических личностей: Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Владимир Даль, Иван Павлов, Эйнштейн, Ньютон. А мифы и предрассудки могут только привести родителя к проблемам вместо совместной радости обучения.
Для того чтобы этого избежать, есть несколько простых советов.
• Помните, что ребенок-левша может выполнять задания медленнее, чем остальные дети. Но только лишь потому, что ему часто надо будет переводить инструкцию для себя.
Помогите ему запомнить следующее: если учитель говорит: «Возьмите в правую руку», он должен взять в левую.
Ведь для него она такая, как для других правая.
• Помогите найти ребенку свой стиль написания букв. Некоторые дети сразу начинают писать буквы наиболее удобным им способом, например, без наклона или делая его влево, а не вправо.
• Учите аккуратности в тетради: стоит сразу подобрать ручку с быстро засыхающими чернилами. Поскольку левши при письме передвигают руку по той части листа, где уже есть текст, есть риск того, что чернила размажутся.
• Если ребенок не может освоить написание буквы, используйте прием обучения «рука в руке»: возьмите левую руку ребенка в свою левую руку и выполните трудное действие вместе.
• Когда ребенок изучает новый материал, стоит помочь ему закрепить навыки, используя зрительные образы. Например, для запоминания похожих цифр 6 и 9 можно применить такой прием: «Цифра 6 повернулась спинкой к окну, а цифра 9 – к двери».
• Кроме зрительной, подключайте и тактильную память. Возьмем для примера те же похожие цифры 6 и 9. Для того чтобы ребенок запомнил их наощупь, предложите ему слепить эти цифры из пластилина. А можно сложить пластиковые цифры в мешочек и просить ребенка наощупь вытягивать заданную цифру.
Делать это нужно по очереди левой и правой рукой.
Эти несложные упражнения с включением зрительной и тактильной памяти помогут довести навыки до автоматизма.
Как тренировать обе руки первоклассника
Включайте игры, в которых задействованы обе руки. Такие тренировки будут полезны и родителю, поэтому играйте всей семьей:
• Используйте маркеры. Ими могут стать яркая ленточка или браслет, а также часы на руке.
Помогите ребенку четко запомнить, на какой руке у него находится маркер — на левой или на правой.
Например, рука с красным браслетом – правая. Носить маркер можно в течение всего дня: дома, в школе, спортивной секции.
• Отлично подойдут игры-кричалки, где надо что-то сделать по команде. Известная игра «Трам-пам-пам» может стать прекрасным помощником. Благодаря ей тренируется не только координация рук, но и внимание, слух, речь. Чтобы начать в нее играть, нужно запомнить, на какое из 4 выражений какое движение делается.
«Трам-пам-пам!» — три раза хлопаем ладонями по коленям, «Гули-гули, гули-гули!» — одну руку держим под подбородком, другую над головой и делаем вид, что кормим птиц. «Салями! Салями!» — кланяемся, взмахивая руками вверх и плавно опуская их.
Когда движения запомнили, ведущий говорит слова, все вместе повторяют движения:
Трам-пам-пам! Трам-пам-пам! Гули-гули, гули-гули! Трам-пам-пам! Салями! Салями! Гули-гули, гули-гули! Трам-пам-пам!
Когда после двух-трех попыток всем это удается, можно усложнить задачу. Например, часть движений делайте справа или слева или впереди или сзади. После этого можно ускоряться и говорить слова быстрей и быстрей до скороговорки.
Как научить левшу ориентироваться в пространстве
Для тренировки ориентирования в пространстве прекрасно подойдет рисование.
• Попросите нарисовать домик, слева от него — собачку, а справа — кошечку.
• Или же вместе нарисуйте елочку, справа от нее березку. Используйте игровую форму, спросите у малыша: «А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?»
• Предлагайте задания по типу графического диктанта: клетка вверх, 2 клетки право и другие. Чтобы было веселее, посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее сделает – бабушка или внук.
Играйте в игры на координацию: Какой рукой точнее выполним? Кто быстрее сделает?
Например:
• Кто дальше пронесет стакан с водой из одного конца комнаты с другой. Задача не уронить / не пролить и выполнить сначала правой рукой, затем левой рукой, а потом сразу двумя.
• Весело и познавательно – узнаем, у кого из членов семьи какая рука самая ловкая. Очень интересный развивающий эффект дают игры, в которых обычные вещи по инструкции нужно сделать неудобной рукой: кто быстрее расстегнет рубашку, перельет воду половником из одной кастрюли в другую и так далее.
Во время соревнований выполняйте задания сначала одной рукой, потом другой.
Развитие умения использовать обе руки будет полезно как будущему первокласснику, так и взрослым членам семьи.
Если при обучении возникают трудности, которые не удается самостоятельно преодолеть, стоит посетить консультацию учителя-логопеда и нейропсихолога Городского психолого-педагогического центра Москвы. Записаться можно на официальном сайте центра.
Фото: Depositphotos