Опубликовано 12 мая 2020, 00:20

«Если есть сомнения, отдавать ли ребенка в 1-й класс, отложите обучение на год»: интервью с психофизиологом Марьяной Безруких

Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких — о том, что важно знать родителям, которые планируют отдавать ребенка в первый класс и сейчас находятся на этапе выбора школы и учителя.
«Если есть сомнения, отдавать ли ребенка в 1-й класс, отложите обучение на год»: интервью с психофизиологом Марьяной Безруких

© Freepik.com

Чем ближе к сентябрю, тем больше тревог у семей, которые готовят своих детей к поступлению в первый класс или подготовительную группу школы. Как понять, готов ли ребенок к новому этапу, правильно ли мы выбрали учителя, нужно ли мотивировать на учебу — эти и другие актуальные вопросы родителей будущих первоклашек мы задали главному научному сотруднику Института возрастной физиологии РАО, доктору биологических наук и участнику проекта «Пока мы дома» Марьяне Безруких.

Осталось несколько месяцев до 1 сентября, и некоторые родители потенциальных первоклассников все еще сомневаются, отдавать ребенка в школу в этом году или отложить поступление до следующего года. Какой главный совет вы можете дать родителям будущих первоклассников?

Начну с главного. Если у родителей есть хоть какие-нибудь сомнения, стоит ли идти ребенку в школу, лучше отложить обучение на год. Вы никуда не опоздаете. Школа существенно меняет все условия в жизни ребенка. В современной школе зачастую нагрузка достаточно высокая.

Как родителям понять, готов ли ребенок к школе?

Важно понимать, что готовность ребенка к школе — это комплексная задача. Ее можно разделить на несколько групп факторов: состояние здоровья ребенка, его психоэмоциональное состояние, готовность быть учеником. Среди детей есть те, кто хочет в школу, и те, кого она не привлекает.

Если родители видят, что ребенку вместо игры в «школу» интереснее поиграть во что-нибудь другое, не стоит торопиться.

Кроме того, некоторые дети интеллектуально готовы к обучению (много знают, умеют писать, читать и т.п.), но физически не могут вынести школьные нагрузки, часто болеют.

Как правило, такие дети начинают болеть в октябре, после болезни учатся две недели, потом снова сидят дома. Таким детям рекомендуется идти в школу не раньше 7-7,5 лет.

Родителям важно заниматься здоровьем этих детей, можно водить ребенка на различные кружки и в творческие секции, которые будут ему интересны. Но если такого ребенка отвести в школу в 6-6,5 лет, на дополнительные кружки у него уже не хватит сил.

Кроме этого, есть дети с дефицитами в развитии.

Наши последние исследования показывают, что в начальных классах учится около 30% детей с несформированной речью.

Таким детям не хватило времени на подготовку на дошкольном этапе. Им необходимо заниматься с логопедами и категорически противопоказано идти в языковую школу.

Детям с иными особенностями (например, синдром дефицита внимания и т.п.), с расстройствами аутистического спектра также важно окрепнуть и идти в школу после 6-6,5 лет.

«Если есть сомнения, отдавать ли ребенка в 1-й класс, отложите обучение на год»: интервью с психофизиологом Марьяной Безруких

© Freepik.com

Как минимизировать стресс, который ждет ребенка в первом классе?

Мы, родители и педагоги, должны адекватно оценивать ситуацию. Адаптация к школе в первом классе, даже в самых благополучных условиях и для самых здоровых, готовых к школе детей, проходит довольно сложно.

Адаптация длится 4-6 недель, она обязательна для ребенка.

Я изучала влияние учебной нагрузки на состояние сердечно-сосудистой системы детей. Выяснилось, что эта нагрузка является экстремальной.

Для ребенка, который находится в процессе адаптации на занятиях, она сравнима с состоянием космонавта в невесомости (по относительным показателям).

Конечно, дети привыкают к нагрузкам и требованиям учителя, но это происходит не сразу. Если у ребенка есть факторы риска (он склонен к стрессу или у него есть дефициты в развитии), они будут усложнять процесс адаптации. Кроме того, интенсивная подготовка к школе также не позволит ребенку легче адаптироваться. Чрезмерная требовательность родителей может ее осложнить.

Как мотивировать ребенка на учебу? Нужно ли это делать?

Важно понимать, что мотивация (познавательная потребность) ребенка формируется, когда ему интересно учиться, он чувствует успех в ходе учебного процесса. Случаи, когда он ежедневно не справляется с задачами, видит недовольство родителей, учителей, чувствует себя несостоятельным в кругу сверстников, убивают мотивацию.

Однако мотивация формируется не сразу.

Мы должны помнить, что нагрузка в школе серьезная, а у ребенка не может все сразу получаться, поэтому не должны торопить детей.

Ребенку нужно чувствовать успех.

«Если есть сомнения, отдавать ли ребенка в 1-й класс, отложите обучение на год»: интервью с психофизиологом Марьяной Безруких

© Freepik.com

Как выбрать школу и того самого учителя, на какие критерии ориентироваться?

По моим наблюдениям, родители, как правило, выбирают школу для себя, исходя из своих представлений о том, что должен делать ребенок. Родители могут мечтать отдать его в языковую школу, хотя сам ребенок может оказаться к ней не готов из-за несформированности речи.

Кроме того, при выборе школы некоторые родители ошибочно полагают, что нашли склонность ребенка, например, к математике. Однако стоит отметить, что подобные способности раскрываются у детей обычно в возрасте 10-12 лет. До этого времени стоит дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах.

Что касается выбора учителя, часто семья ищет строгого и требовательного педагога. Однако не все дети могут хорошо взаимодействовать с таким учителем. В частности, для детей с чувствительной нервной системой, пограничными нарушениями психического здоровья или различными расстройствами такое общение может оказаться серьезным испытанием.

Для учителя важно быть мягким, спокойным, доброжелательным, но при этом уметь определять границы.

И таким должен быть любой учитель. Хорошо, если у родителей и ребенка есть возможность познакомиться с педагогом лично. И после знакомства ребенок сможет вам сказать, понравился ли ему учитель.

Также можно попросить рассказать об учителе других родителей и детей, которые с ним уже занимались.

Как сформировать у ребенка чувство, что «школа — это его зона ответственности», но при этом не переусердствовать и не сделать так, чтобы он ударился в другую крайность — гиперответственность и желание быть хорошим для всех?

На мой взгляд, про зону ответственности не стоит говорить в контексте подготовки ребенка к школе и его обучения в начальных классах.

«Если есть сомнения, отдавать ли ребенка в 1-й класс, отложите обучение на год»: интервью с психофизиологом Марьяной Безруких

© Freepik.com

Важно учитывать, что в этот период у детей превалирует «хочу» над «могу».

И задача педагога — организовать деятельность так, чтобы для ребенка это было интересно, познавательно и эффективно.

Если мы будем работать таким образом на протяжении первых двух-трех лет, то примерно к четвертому классу у ребенка сформируются самостоятельность и ответственность. Эти качества не формируются мгновенно. Они развиваются благодаря условиям обучения и характеру взаимодействия с учителем.

Какие главные слова напутствия должны дать родители ребенку, который идет в первый класс?

«У тебя все получится. Я рядом и всегда помогу».

Проект «Пока мы дома» создан для педагогов, родителей, учителей и в помощь всем, кто перешел на дистанционный режим работы и хочет продолжить не только учиться, но и ежедневно находить новые возможности для саморазвития. Создателями ресурса выступили ГК «Просвещение» и корпорация «Российский учебник».

Фото: Freepik

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!