ЕГЭ по английскому-2019: самые коварные ловушки в заданиях

Узнайте от эксперта по ЕГЭ о типичных ошибках и самых хитрых ловушках, которые могут поджидать выпускника на экзамене по английскому языку.

Специально для «Летидора» статью подготовила Ирина Лексина — редактор образовательного онлайн-ресурса Puzzle English, преподаватель и эксперт по ЕГЭ.

Ирина Лексина

В каждом разделе ЕГЭ есть свои сложности, но сегодня мы поговорим о самых трудных аспектах — это устная часть и письменные задания («письмо другу» и сочинение).

Подробные инструкции в короткую статью не поместятся, так что расскажем про главное: типичные ошибки и коварные ловушки.

Чтение вслух

Ученики часто спотыкаются на правильном чтении дат и многозначных чисел, а также на названиях стран и наций.

Иногда экзаменуемых сбивают с толку длинные предложения: они не могут понять, где внутри них делать паузы.

Недочетом также считается произношение, «плавающее» от британского до американского — надо выбрать какую-то одну норму и ее придерживаться.

Вопросы к объявлению

Это задание, очевидно, кажется многим выпускникам чересчур простым, и, выполняя его, они изо всех сил стремятся блеснуть познаниями. Например, игнорируют требование «Задайте пять прямых вопросов» и пытаются задать пять косвенных, резко увеличивая вероятность наделать ошибок. Или вместо вопросов выдают целый монолог, с введением и заключением. Это они зря.

iconmonstr-quote-5 (1)
Лучше поберечь силы и продемонстрировать именно то, что требуется: уверенное владение основными правилами грамматики.

Описание фотографии

К этому заданию можно подготовиться, заранее выучив несколько хороших фраз для четвертого и пятого пунктов плана «Why you keep this photo in your album» и «Why you decided to show the picture to you friend».

К первому пункту «Where and when the photo was taken» тоже легко придумать простую заготовку (This photo was taken ... years ago in ...) Остаются два вопроса: «What/who is in the photo» и «What is happening». Разумеется, самые трудные.

Первая же сложность заключается в том, что при описании фотографии ученики часто путают эти пункты и смешивают ответы.

iconmonstr-quote-5 (1)
Чтобы не потерять баллы из-за нелогичности, лучше придерживаться плана: сначала «кто/что», потом «что происходит».
Загрузка...

Важная составляющая успешного ответа — правильный объем высказывания. У ученика всего две минуты. Чтобы сказать именно столько, сколько нужно, рекомендуем предоставлять на каждый пункт плана две грамотно оформленных идеи (эксперты между собой иногда говорят «два бита информации»).

При этом «биты» не должны быть чересчур лаконичными. Допустим, фразу The child is standing and smiling вряд ли сочтут достаточно развернутым ответом на пункт «What is happening».

iconmonstr-quote-5 (1)
Именно поэтому еще один секрет успеха — это удачный выбор фотографии.

Ученики часто инстинктивно выбирают кадр, на котором мало действующих лиц. На первый взгляд кажется, что такую картинку описать проще, но это совсем не так: попробуйте-ка объяснить, что делает неподвижно стоящий одинокий человек!

В таких случаях многие экзаменуемые начинают вместо описания фотографии придумывать историю о том, что якобы произошло за кадром: It was a rainy day, and my sister was revising for her Maths exam. She felt really nervous.

iconmonstr-quote-5 (1)
Увы, это грубая ошибка. Описывать нужно только то, что видишь.

Поэтому лучше выбирать картинку, на которой побольше людей и где происходит что-то динамичное.

Сравнение двух фотографий

Это задание повышенного уровня сложности. Главная трудность в том, что информация должна быть не только точной, но и разнообразной.

Как и в предыдущем задании, экзаменуемые часто допускают ошибку, смешивая первые три пункта плана «Give a brief description of the photos (action, location)», «Say what the pictures have in common» и «Say in what way the pictures are different». Получается примерно следующее:

Загрузка...

In the first photo we can see two people watching a film in the cinema. In the second photo two people are watching a film at home.

These pictures have some things in common: they both show two people watching films.

As for the differences, in the first photo the people are in the cinema, while in the second one they are at home.

Такое высказывание нельзя назвать удачным. Во-первых, идеи повторяются. Во-вторых, сравнение недостаточно развернутое, а правило про два «бита» информации в четвертом задании тоже действует.

Попробуем расширить второй и третий пункты:

These pictures have some things in common. Firstly, in each photo we can see a boy and a girl who are probably a couple. Secondly, in both photos the people are indoors.

As for the differences, in the first photo we can see some other cinemagoers in the background, while in the second one the boy and the girl are alone. Besides, the first couple is enjoying their popcorn, but the girl and the boy in the second picture aren't eating.

Письмо другу

Проверки 2017 и 2018 года показали, что многие экзаменуемые ошибаются, задавая три вопроса на заданную тему.

Предположим, в письме есть фраза I got a lovely kitten for my birthday, а в задании сказано «Ask three questions about the kitten».

Это значит, что вопросы вроде What do your parents think about the kitten? или When was your birthday? будут считаться неправильными, потому что ученик спрашивает не о котенке.

Выбираем более безопасные и близкие к теме варианты вроде Does the kitten like playing? Does it meow at night? What is its breed? Сгодится и вечная классика: What is its name?

Сочинение

Это, пожалуй, самое сложное задание во всем экзамене. Назовем несколько основных ошибок.

  1. Работа написана не о том, о чем нужно. Например, тема сформулирована как «Virtual Internet communication results in losing real-life social skills», а ученик пишет сочинение об интернете в целом.

  2. Стилистические ошибки. Предполагается, что сочинение должно быть написано в нейтральном стиле.

• Во-первых, никакого сленга и разговорных словечек.

• Во-вторых, избегаем грамматических оборотов, свойственных устной речи (let's, wanna, gonna).

• В-третьих, формы глагола должны быть полными, а не стяженными: не don't и won't, а do not и will not.

• В-четвертых, убираем риторические вопросы — они считаются элементом журналистского стиля, а не нейтрального.

  1. Неправильный формат сочинения. В ЕГЭ представлено так называемое Opinion Essay, которое часто путают с For/Against Essay. В обоих случаях надо уметь придумывать аргументы, но пишутся такие сочинения по совсем разным планам.
Загрузка...

Если вкратце, то в For/Against Essay достаточно рассмотреть тему с двух сторон, а в Opinion Essay нужно обязательно заострить внимание на полемичности вопроса, высказать собственное мнение, порассуждать о том, почему другие люди думают иначе, и объяснить, почему ты с ними не согласен.

Чтобы уверенно научиться работать в нужном формате, чаще всего требуется помощь репетитора или по крайней мере консультация эксперта ЕГЭ.

Напоминаем, что актуальные новости ЕГЭ и типовые задания безопаснее всего искать на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Все примеры в статье взяты из демоверсий и открытого банка заданий. Еще один надежный источник информации — записи семинаров М. В. Вербицкой, руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по английскому языку. Их можно найти на YouTube.

Фото: Vostock Photo

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Комментарии
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Семейный гороскоп
Загрузка...