Опубликовано 22 августа 2014, 13:00

Друзья Зиппи: почему так важно уметь говорить со своими детьми

Кажется, что родители только и делают, что все свое внимание и время отдают детям. Но на деле дети часто ощущают свое одиночество, ведь их никто не слышит, а детские проблемы взрослым кажутся слишком незначительными.
Друзья Зиппи: почему так важно уметь говорить со своими детьми

Друзья Зиппи: почему так важно уметь говорить со своими детьми

Несколько лет назад в России появилась профилактическая программа для детей 5-7 лет «Друзья Зиппи». В 2014-2015 учебном году 80 педагогов Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Мурманска и Карелии в рамках российско-норвежского проекта смогут бесплатно пройти обучение работе с детьми по этой программе. В России проект курируется автономной некоммерческой организацией «Содействие». О сути программы рассказала руководительница «Содействия» Илона Кошелева:

Программа «Друзья Зиппи» основывается на шести историях с общей сюжетной линией и героями: Мишей, Лизой и Жанной, их родителями и друзьями, а также их маленьким другом – насекомым-палочником Зиппи. Детей учат распознавать свои чувства и говорить о них, слушать внимательно, просить о помощи, дружить и находить новых друзей.

О работе с родителями и семейном участии

Занятия с детьми проводятся на добровольной основе, с письменного информированного согласия одного из родителей, которые также как и дети получают информационный буклет, с рассказом о содержании обучения, формах и методах работы, набором упражнений для всей семьи. Родители замечают, что когда их ребенок начинает обучение по программе «Друзья Зиппи», он задает больше вопросов, чаще делится своими чувствами и переживаниями. Некоторые семьи устраивают дома «час Зиппи» за семейным ужином или перед сном, когда каждый член семьи рассказывает о произошедших с ним за день событиях и делится своими чувствами и переживаниями. Родителям становится понятнее, что происходит в душе их ребенка, и чем они могут ему помочь.

Педагоги отмечают, что ребята меняются: становятся более самостоятельными, внимательнее слушают учителя, снижается не только общая агрессивность и количество ссор и перепалок в классе. Тихони учатся свободно общаться со сверстниками, высказывать и обосновывать свое мнение. Гиперактивные дети, наоборот, становятся более собранными и организованными.

– Третий год работаем по этой программе. Нет драк в классе, оскорбления чрезвычайно редки, ребята живут на позитиве,  – рассказала на встрече у Марины Зверевой  Светлана Алексеева, учитель начальных классов петрозаводской гимназии №17.   – Появился у нас новичок, приехал из другого города. Вел себя поначалу вызывающе, обзывал ребят, задевал их. Но мои дети реагировали не так, как он ожидал: «Мне бы хотелось с тобой поиграть, а не драться». Постепенно мальчик успокоился, приступы агрессии прошли.

Программа не дает детям готовых ответов на все случаи жизни, она побуждает искать их самим. В маленьком красочном буклетике, который есть у каждого малыша,  приведены два лаконичных правила для выбора полезного решения:  «Это решение поможет мне чувствовать себя лучше» и «Это решение не причинит вреда мне или кому-либо другому». И еще четыре шага к полезному решению:  «1. Успокойся. 2. Пойми суть проблемы. 3. Подумай о множестве возможных решений. 4. Выбери лучшее».

Педагоги разбирают с детьми ситуации, одинаковые во всех странах независимо от менталитета и общественного строя:  одиночество, ревность (в семье родился  маленький, мама теперь все время ему уделяет), развод родителей, смерть близкого человека, как просить прощения. И даже такую самую что ни на есть мучительную для малыша: что делать, если ты при всех описался.

В помощь педагогам разработаны шесть модулей по четыре занятия в каждом.  Псевдонаучных выкладок нет, всё очень конкретно и жизненно. Дети, к примеру, узнают, что есть знак «СТОП», обозначающий, что нужно вовремя прекратить конфликт, пока он не разгорелся. Вспоминая про этот знак, ребята быстро мирятся.

Воспитатель петрозаводского детсада №25 Дарья Толмачева вспоминает, как удивилась одна мама, когда пришла на занятие и увидела, что ее вечно стесняющийся сын  сам тянет руку для ответа. Ребят попросили назвать правила, которые  им нравятся в программе «Друзья Зиппи». Скромняга назвал близкое ему: «Ты не обязан говорить, если ты не хочешь». Именно оно помогает стеснительным детям разговориться. Научившись отвечать и не стесняться, они  переносят это умение и на другие занятия.

Программа разработана в Дании в сотрудничестве с европейскими университетами, а также не только переведена с английского языка, но и адаптирована для российских детей. Сегодня она реализуется в 29 странах мира. В разных странах программа финансируется по-разному. Так, в Исландии, Норвегии, Бельгии, Ирландии, Сингапуре, Китае, Ирландии финансовая поддержка полностью осуществляется государством, поскольку данная программа включена в государственный план по профилактике психического здоровья детей. В других странах финансирование осуществляется за счет крупнейшего банковского холдинга Великобритании и Европы, местных муниципалитетов и других.

«Содействие» обращалось к различным организациям в России и за рубежом с просьбой о помощи, в итоге откликнулось Министерство здравоохранения Норвегии. Был осуществлен перевод и издание учебно-методических материалов в рамках социального проекта, а также было проведено обучение педагогов. Почему именно Норвегия? Во-первых, эта страна является одним из лидеров в реализации социальных проектов в России уже на протяжении более двух десятков лет. Дело в том, что и Норвегия, и Россия являются государствами-членами Баренцева сотрудничества. Значение Баренцева сотрудничества сложно переоценить, и его результаты особенно видны в области здравоохранения, а также в таких сферах как молодежь и культура, экономика. Во-вторых, университет города Осло принимал участие в разработке программы «Друзья Зиппи». В-третьих, в Норвегии, начиная с 2004 года, программа «Друзья Зиппи» финансируется государством, где чиновники большое внимание уделяют здоровью населения, в том числе эмоциональному, социальному и психическому здоровью подрастающего поколения.

В 2011 году первые девять педагогов из четырех образовательных учреждений Карелии познакомили 178 детей с «Друзьями Зиппи». Зиппи – это очень симпатичное насекомое-палочник, которое обладает поразительной способностью к адаптации, за что и было выбрано героем этой программы.

В 2014 году уже 78 педагогов из 37 образовательных учреждений Карелии, Мурманска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеют возможность работать с детьми по программе. Специально созданная комиссия при Министерстве образования Республики Карелия подготовила заключение о том, что программа «Друзья Зиппи» соответствует законодательству Российской Федерации в области образования и может быть рекомендована для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В 2014-2015 году, благодаря российско-норвежскому сотрудничеству, будут обучено еще 80 российских педагогов из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мурманска и Мурманской области, а также из Республики Карелия. Обучение и материалы будут предоставлены за счет проекта. При выборе пилотных образовательных учреждений (детских садов, школ, прогимназий) приоритет будет отдаваться тем учреждениям, где реализуется общешкольный подход к обеспечению эмоционального здоровья школьников.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы: 1, 2.