Другое образование: как профессор МГУ придумал школу свободного выбора

Рассказываем про концепцию школы-парка, которая учит детей делать выбор и самостоятельно распоряжаться учебным временем.

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ Милослав Балабан в 1993 году предложил отказаться от классно-урочной системы обучения и перейти к «школе открытого свободного выбора», которую он назвал школой-парком.

Школа-парк — открытое образовательное пространство, которое состоит из студий по разным предметным областям. Эти студии целый день работают для всех участников образовательного процесса. В них могут одновременно заниматься дети разного возраста.

Здесь не существует установленного времени, которое ученики должны проводить в той или иной студии. Каждый определяет сам, достаточно ли он «насытился» предметом. Это значит, что в одной и той же студии один ученик проведёт 30 минут, а другой может задержаться на 1,5-2 часа.

Открытые образовательные студии появились задолго до традиционной школы. Известно, что по такому принципу существовали свободные парк-школы в древних Афинах. Занятия в них не сводились к тому, чтобы передать ученикам стандартный пакет знаний, а потом оценить его по такой же стандартной шкале. Образование в парк-школах было нацелено на развитие личности.

Милослав Балабан отмечал, что

тот уклад, которому подчиняется массовое образование, способен научить лишь точной исполнительности, которую принимают за результат образования.

Педагог писал, что школа-класс (так он называл обыкновенную общеобразовательную школу) отнимает у каждого человека 15 лет жизни. В ней мы не можем жить в своём личном времени и пространстве, а вынуждены подчиняться системе, следовать определённой учебной программе, проходить аттестацию.

Десять-двенадцать лет непрерывного публичного допроса в классе заставляют забыть, что жесткий единый план полезен лишь в технике, в обществе — это дорога к рабству.

Массовая школа помогает добиться не дисциплины ума, а всего лишь дисциплины подчинения. Ритуалы (классы, уроки, предметы, оценки), на которых держится общеобразовательная школа, призваны отсеивать всё индивидуальное. Массовая школа подобна чиновной или армейской системе, где участники процесса «подчиняются не своим желаниям, а командам и приказам». Это очень грустно, так как, находясь в такой системе, ребёнок не может реализовать свой врождённый потенциал и взгляд на мир.

Школа — это место такого ухода за растущей личностью, чтобы каждый смог сам нажить себе характер, знания и друзей, а не «исправдом», чьи колодки заставляют детей расти по чужим, но единым, кем-то установленным правилам,

— писал Милослав Балабан об истинном назначении школы.

Школа-парк отрицает многие постулаты массовой школы, начиная от жёстких рамок уроков, заканчивая одновозрастной горизонталью класса.

Там, где дети естественно делятся на старших и младших и где не действует школьная отметка как главный инструмент насилия, разрушаются многие школьные ритуалы.

В открытые студии дети приходят для того, чтобы найти в себе и для себя новые знания. Учителя (правильнее называть их руководителями мастерских), которые решаются работать в школе-парке, должны быть очень гибкими, внимательными, готовыми к изменениям. Ведь здесь для них нет чётких инструкций и методичек, по которым они организуют студии.

Формат «урока» не сводится к тому, что взрослый — единственный транслятор уникального знания (как это позиционируется в традиционной школе). Он скорее лидер студии, который помогает ребёнку сформировать цели, к которым он хочет прийти.

Разумеется, он передаёт ребятам опыт и знания, но главное не это.

Он наблюдает за интересами учеников в режиме реального времени и помогает ребятам найти те знания, которые им действительно нужны (которые они хотят получить сами!).

Парк-школа поощряет любую познавательную инициативу детей. Здесь не игнорируют любопытство, упорство и находчивость.

Такая свободная организация учебного процесса не расслабляет, как принято считать, а, наоборот, дисциплинирует, вырабатывает у учеников способность к самостоятельному обучению без постоянного контроля со стороны взрослых.

Личный опыт Ольги Ивановой, организатора Лесной школы (по программе школы-парка)

Когда родился старший сын, я утвердилась с мыслью, что в массовую школу отдавать не хочу. Поэтому в течение 7 лет рассматривала разные варианты, в том числе домашнее образование, частные небольшие школы, организацию своей школы, а также различные методики: Монтессори, Вальдорф, развивающее обучение.

Полтора года назад познакомилась с концепцией Школа-парк, которая, с одной стороны, отвечала тем запросам, которые ставила перед школой (и у меня было желание пойти именно этим путём), с другой — в ней было много неизвестного. Я решила, что нужно идти к намеченной цели и решать задачи по мере их поступления. Я так и сделала, чему сейчас очень рада.

Сама концепция нова для России и родителям трудно решиться на этот шаг — отправить детей в школу, где им дают свободу выбора, где они сами могут управлять своим временем, опираться на свои желания, потребности, где они учатся учиться самостоятельно.

Сейчас понимаю, что очень необходима команда, которая движется к одной цели. Конечно, нужна поддержка близких, но очень важно иметь уверенность в себе и видеть цель, к которой идешь. Также необходимо найти единомышленников, которые захотят следовать именно этим путем.

Одна голова хорошо, а две — лучше. Командная работа наиболее эффективна в нашем деле.

С нами работают замечательные преподаватели. Наш основной педагог — Леонтьева Ольга Милославовна. Она является директором парк-школ в России. Кроме неё у нас есть педагоги по ТРИЗ, шахматам, творческой импровизации, окружающему миру, музыке, ушу. В следующем году планируем ещё набирать педагогов в команду.

Как предполагает концепция, разновозрастные ребята занимаются вместе, в общем пространстве. Наше расписание периодически меняется, но основная структура дней сохраняется. Вместе с ребятами мы обсуждаем и решаем, какие нужны изменения, улучшения расписания, проводим совместные голосования.

  • 9:30-10:00 Общий круг, обсуждение планов на день, общих задач, решаются разные вопросы, намечаются групповые занятия.
  • 10:00-10:30 Групповая работа: пишем, читаем, фантазируем.
  • 10:30-11:30 Проектная работа: индивидуально или в паре.
  • 11:30-12:00 Перекус, перерыв.
  • 12:00-13:00 Проектная работа: индивидуально или в паре.
  • 13:00-13:30 Завершающий круг, подведение итогов, презентация выполненных работ.
  • 13:30-14:00 Обед.
  • 14:00-15:30 Прогулка.
  • 15:30-16:00 Чаепитие/перекус.
  • 16:00-18:00 Студии на выбор/ время для самостоятельной работы.

Один день недели посвящен походам и выездным мероприятиям.

Наша школа растёт, в следующем году мы ждём новых учеников и будем расширяться. Наши дети почти за год занятий маленькими шажками идут к намеченным целям. Они учатся применять знания на практике, быть самостоятельными, отвечать за свой выбор. Они помогают друг другу, учатся быть командой. Наши учителя постоянно ищут способы работы, которые будут эффективны для каждого ребёнка. Нашим опытом мы регулярно делимся на страничке Школы в «Фейсбуке».

Фото: Shutterstock, архив «Лесной школы».

Семейный гороскоп