Долой стереотипы: как помочь девочкам найти себя в точных науках
© Кадры из фильма «Писатели свободы»
Статистика показывает, что в таких направлениях, как наука, технология, инженерия и математика (STEM-предметах), мужчин по-прежнему больше, чем женщин. Девочек и молодых девушек систематически отстраняют от углубления в естественные науки и математику на протяжении всего периода учебы, что ограничивает их возможности найти себя в этих областях в дальнейшем.
Эксперты компании STAR Academy (@star_academy.ru) рассказывают, что можно сделать, чтобы сократить этот разрыв.
Немного статистики
По данным ЮНЕСКО, женщины-ученые составляют всего 28% среди всех ученых в мире.
Особый пробел наблюдается в таких специальностях, как хирургия, информатика, инженерия и математика. Мужчины, работающие в различных областях науки, составляют более половины всех сотрудников. Их коллеги-женщины продвигаются по карьерной лестнице медленнее и получают меньшую заработную плату. Как результат, они уходят из профессии.
Даже в таких компаниях-гигантах, которые последние годы уделяют пристальное внимание «diversity» (разнообразию состава сотрудников) – Facebook, Google, Apple, доля женщин не превышает 24-38%.
Что мешает девочкам развиваться в STEM
Гендерные стереотипы. Области STEM рассматриваются как мужские, а учителя и родители часто недооценивают способности девочек, начиная с дошкольного возраста.
Перенаправление интересов идет на традиционно женские занятия.
Доминирование мужчин во многих культурах. Поскольку меньше женщин изучают и работают в STEM, в этих отраслях формируется менее комфортная среда для учебы и работы. В более патриархальной России девушке сложнее существовать в мире инженеров, чем, например, в равноправной Дании. А жительницам восточных стран или Индии еще сложнее, чем в России.
У девочек нет образцов для подражания. Они видят ограниченные количество женщин-ученых и инженеров в книгах, СМИ и массовой культуре.
Стереотип, что у мальчиков больше способностей к математике. Миф о математическом мозге — один из самых разрушительных! Исследования не показывают врожденных когнитивных биологических различий между мужчинами и женщинами в математике.
Но за счет этого стереотипа многие девочки теряют уверенность в математике уже к третьему классу.
Мальчики, с другой стороны, с большей вероятностью скажут, что они сильны по математике, ко второму классу, прежде чем какая-либо разница в успеваемости станет очевидной.
Как помочь девочкам найти себя в STEM
Самый горячий вопрос во многих странах — как сравнять количество мужчин и женщин в точных дисциплинах.
1. Рассказывать и показывать больше ролевых моделей
Знакомство девочек с примерами женщин из истории, которые смогли внести свой вклад в науку или инженерию, поможет расширить условные границы.
Это могут делать сами родители или педагоги.
Так, в британской школе Tudor Hall эту роль взяла на себя учитель по информатике. Она создала проект STEMettes, призванный вдохновить следующее поколение девочек, показывая им работы женщин-пионеров STEM.
Любому родителю под силу найти тематическую книгу или кино и посмотреть его вместе с дочкой.
Фильмы о женщинах в науке образовании — «Улыбка Моны Лизы», «Гориллы в тумане», «Скрытые фигуры», «Писатели свободы», «Королева из Катве», «Тэмпл Грандин».
2. Поощрять интерес к STEM-предметам
Стоит чаще поощрять посещение уроков математики, физики, компьютерных наук и т.д., в том числе продвинутых классов. И лучше меньше контролировать оценки по этим предметам в младших классах.
Запланируйте занятия естествознанием и математикой в начальной школе, чтобы заинтересовать девочек STEM, и создайте для них безопасное пространство для этого.
3. Развивать уверенность в себе
Способность быть уверенным в своих силах необходима каждому ребенку, но именно в профориентационных вопросах понимание и отстаивание собственных интересов важно для девушек всех возрастов.
4. Отдать ребенка в однополую школу
В школах для девочек отсутствуют гендерные стереотипы, интерес к STEM-направлению всячески поощряется.
Учениц призывают заниматься тем, что им интересно, никакого деления на «мужские» и «женские» специальности нет.
Школы для девочек воспитывают сильных, уверенных в себе женщин, преуспевающих в самых разных сферах деятельности.
5. Повышать общую осведомленность о возможностях развития
Важно еще на уровне школы рассказывать девочкам о всех возможностях для развития. Если учебное заведение не справляется, то обратиться к профориентологу, чтобы обсудить варианты карьеры и возможные отрасли.
Семинары и мероприятия, дополнительные кружки, участие в проектах может показать, насколько это будет увлекательно для девушки-подростка и в реальной жизни.
6. Обращаться за финансовой поддержкой
Финансовая поддержка, включая стипендии, гранты и спонсорство компаний, может быть использована любой девушкой. Важно находить их и уметь ими пользоваться.
Например,
- Стипендия Американской ассоциации женщин в университетском образовании (AAUW) для студенток, поступающих на программы аспирантуры, магистратуры или докторантуры университетов США;
- Nestlé Scholarship for Women — для обучения на программе МВА в бизнес-школе IMD;
- Стипендии L’OREAL-UNESCO для женщин-ученых, кандидатов и докторов наук в возрасте до 35 лет;
- Helmut Veith Master Stipend — стипендия для женщин, планирующих учиться на магистратуре в области компьютерных наук;
- Amelia Earhart Fellowships for Women — обучение на PhD в аэрокосмической области.
Исторически сложилось так, что наиболее заметные достижения в STEM почти всегда приписывают мужчинам, в то время как многие женщины тоже добились невероятных успехов. Некоторые из них стали получать признание только в последние годы. И в наших силах шаг за шагом популяризировать эти победы, чтобы современное и будущее поколение девочек могло свободно выбирать то, что им нравится.
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!