«Дистанционная учеба — идея неудачная»: мнение психофизиолога об итогах онлайн-обучения на самоизоляции

Конспект лекции ведущего российского эксперта по возрастной физиологии детей о том, какие выводы мы должны сделать после двух месяцев обучения онлайн.

13 мая в рамках онлайн-конференции «Мама без короны» в Сети прошла встреча с российским психофизиологом, доктором биологических наук и академиком Российской академии образования Марьяной Михайловной Безруких.

На онлайн-встрече Марьяна Михайловна рассказала, как, по ее мнению, в России прошел эксперимент под названием «дистанционное обучение», и объяснила, почему повторять его не стоит.

Мы послушали лекцию и приводим краткий конспект основных тезисов эксперта.

На самоизоляции произошло неожиданное знакомство родителей и детей

Самоизоляция стала для многих остановкой на бегу. Люди внезапно оказались в состоянии многофакторного стресса, так как условия жизни и работы резко изменились.

«Ситуация, когда ребенок утром уходит в детский сад или в школу, родители — на работу, а затем семья вечером встречается, и каждый исполняет свои привычные обязанности, существенно отличается от ситуации, когда все дома 24 на 7», — отмечает Марьяна Михайловна.

Оказавшись в новых условиях, многие родители допустили ошибку. Вместо того чтобы распределиться по квартире, найти каждому члену семьи свой угол, где его никто не будет трогать, взрослые по полной погрузились в жизнь своих детей, стали «нависать над ними во время учебы».

Произошло неожиданное знакомство детей и родителей, притом не в самых удачных условиях — когда и те, и другие были в состоянии перманентного стресса.

Дистанционная учеба на самоизоляции — идея неудачная

В новой ситуации не стоило начинать дистанционное образование.

Марьяна Михайловна с уверенностью говорит, что как таковой учебы у детей не получилось:

«Это была попытка работать с детьми другим образом. На мой взгляд, попытка — неудачная».

Freepik

В ситуации стресса любая дополнительная нагрузка требует ресурса, которого не было ни у кого из членов семьи.

«Поначалу наш организм мобилизовался, — объясняет Марьяна Михайловна. — Первые несколько дней после начала самоизоляции родители искали детям дополнительные занятия, регистрировались на онлайн-спектакли, собирались виртуально путешествовать по художественным музеям и так далее. Но через неделю стало понятно, что такие планы не исполнимы».

И это нормально, так как новая ситуация требовала времени и сил, чтобы организовать процесс обучения. Сил, которые мало у кого были.

Немалую роль в переходе на новый вид обучения сыграла школа. Марьяна Михайловна особенно подчеркивает, что работа в Сети не равняется привычному занятию в классе. И в этом плане многие школы оказались не готовы быстро перестроиться на новый лад, сделать свою работу результативной.

«Я посмотрела не менее 50 уроков и не видела ни одного эффективного. Учитель по-прежнему делал отвлекающимся детям замечания, строил урок так, как будто вел его очно»,

— делится впечатлениями Марьяна Михайловна.

Тем временем феномен онлайн-образования требует особого изучения, так как, когда дети и учителя общаются через экран, теряется контакт «глаза в глаза», происходит нарушение дистанции взаимодействия.

Марьяна Михайловна считает, что мультимедиа-элементы допустимы в использовании на уроках, но в целом онлайн-обучение — идея неудачная, тем более на самоизоляции. Кроме того во время этого обучения были нарушены все мыслимые и немыслимые правила. Так, отмечает эксперт, игнорировались СанПиНы для школ, которые касаются работы детей за компьютерами.

«Например, в начальной школе согласно этим требованиям детям допустимо проводить за компьютером только два урока в неделю. Притом время непрерывного сидения за компьютером должно не превышать 15 минут. А что было у нас?»,

— сетует психофизиолог.

Марьяна Валерьевна отмечает, что спонтанный переход на дистанционное обучение был грандиозным мировым экспериментом, итоги которого еще только предстоит проанализировать психологам, педагогам, медикам.

Однако уже сейчас понятно, что даже самые подготовленные к этому эксперименту участники оказались не готовы ко множеству нюансов.

В итоге пострадали дети. Два месяца времени, которые можно было бы потратить, например, на развитие коммуникации и письменной речи — того, на что у учителей вечно не хватает времени, — были потрачены впустую, уверена эксперт.

Depositphotos

Сбавьте свои требования в отношении детей

Для многих родителей самоизоляция стала уроком понимания своего ребенка. Это время обнажило проблемы, которые и так были в семьях. И нужно постараться использовать ситуацию, которая до сих пор продолжается, в свою пользу. Вместе с ребенком проанализировать, где ваши сильные и слабые стороны.

Что же касается лета и каникул… «Они созданы не для того, чтобы усилить занятия. Конечно, ребенок не может слоняться без дела. Никакой современный родитель этого не вытерпит, — говорит Марьяна Михайловна. — Но если вы хотите занять своего школьника на каникулах, выберите то, что интересно ему».

После каникул нас ждет новый учебный год. В сентябре дети начнут повторять все то, что они проходили онлайн на самоизоляции. К этому надо быть готовыми.

«Я прошу родителей щадить своих детей. Не настаивать на пятерках. Школьные оценки не имеют никакого значения в жизни.

Есть масса исследований, которые доказывают, что успешность, самодостаточность человека никак не коррелирует с его оценками в школе», —

заключает Марьяна Михайловна. Также эксперт особенно акцентирует внимание на том, что школьникам надо доверять и уважать их свободу и интересы.

Фото: Depositphotos, Freepik

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп