Опубликовано 08 февраля 2019, 20:12

«Девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить»: интервью с основателем «Умной Москвы»

Все, что вы хотели знать о проекте «Умная Москва» – из первых уст.
«Девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить»: интервью с основателем «Умной Москвы»

Наш постоянный автор – блогер и колумнист Анна Федулова – пообщалась с Михаилом Кнеллером, основателем самого популярного российского научно-развлекательного проекта для детей и взрослых, и выяснила, что отличает его умные занятия от других программ, а также поинтересовалась планами на будущее.

Михаил Кнеллер

Михаил Кнеллер

Наше знакомство с Умной Москвой состоялось около трёх лет назад. Тогда они предлагали мне и моим детям то, чего не было у других. Впрочем, они делают это и по сей день.

Сегодня Умная Москва – это более 30 образовательных площадок по России и миру (!). Ее придумали молодые ребята – выпускники научных факультетов МГУ, люди полные идей, энергии и желания дать детям полезные знания. Их концепция оригинальна и узнаваема, а манера общения проста и корректна. И самое главное – им одинаково интересны как дети, так и их родители!

Михаил, давайте начнем с начала – с самой идеи. Как вам пришла в голову мысль о создании научно-просветительских занятий и кто помог вам сделать первые шаги?

Первичной была идея делать научно-популярный проект для взрослых, поскольку нам самим было это интересно. Мы понимали, что в научной среде есть масса людей, которые могут интересно рассказывать, а лекториев «с человеческим лицом» в городе почти не было.

Вот и решили сделать свой лекторий мечты. Но постепенно «вырулили» на детскую тему.

Нам никто не помогал, только родные и близкие своей поддержкой. Но помощь особенно и не была нужна. В нашем бизнесе большой стартовый капитал не требуется.

У Умной Москвы есть очень приметный символ – харизматичная и явно неглупая сова. Откуда появился этот образ? И связан ли он с совой из «Что? Где? Когда?»?

Эта история окутана тайной. Но точно известно, что с ЧГК она никак не связана.

«Девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить»: интервью с основателем «Умной Москвы»

Кстати, расскажите о своих любимых детских теле- и радиопередачах. Помню, моими любимыми были «Сто к одному», «Джунгли зовут» и «Очумелые ручки». А вам что больше всего нравилось смотреть или слушать?

Честно говоря, никогда не был поклонником телевизора. Разве что обожали с сестрой смотреть «В мире животных». Прекрасно помню свой бурный восторг, когда на первом курсе геофака лекции по биогеографии к нам пришел читать сам Дроздов.

Свои первые занятия вы проводили на нескольких площадках. Сейчас вы базируетесь в основном в КЦ ЗИЛ. Теперь это ваш постоянный адрес? Все-таки не центр города, добираться до окраины не всем удобно…

Окраиной я это место все-таки не называл бы. Культурный центр ЗИЛ расположен в пределах ТТК, причем как с третьего, так и с Садового кольца к нему удобно подъехать. И метро рядом.

Понимаю, это может показаться странным, но найти хорошую площадку в Москве, да и в других городах, не так легко.

Для проведения программ нам нужно одновременно несколько залов, ничем не занятых в выходные дни, а еще вход без пропускного режима, хорошая вентиляция и, конечно, приемлемые цены. Мы находимся в постоянных поисках площадок, осенью планируем порадовать наших посетителей чем-то новеньким.

Во время занятий, помимо деления по возрастам (группы для детей 7-9 и 10-14 лет), участники делятся еще и на более мелкие подгруппы. То есть одновременно в одном потоке могут заниматься до 50 человек. По какому признаку формируете подгруппы?

Мы убеждены, что естественные науки нужно объяснять детям через эксперименты. А эксперименты возможно проводить только в малых группах.

Поэтому каждый поток делим на четыре команды по 15-16 детей.

Команду выбирает сам ребенок при регистрации. Впрочем, это не такой уж и сложный выбор, если учесть, что все команды пройдут через все лаборатории.

На каждую программу для команд стараемся придумать шутливые названия, например, на «Хирургии» у нас орудуют опытные сердцееды, заправские костоломы, отчаянные головорезы и циничные зубодеры. Ну и, конечно, если к нам приходит уже сформированная группа, например, школьный класс, мы резервируем для нее отдельную команду.

«Девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить»: интервью с основателем «Умной Москвы»

По наблюдениям моего супруга, который водит детей на подобные занятия, туда в основном приходят папы, причем все очень умные! Ведете ли вы статистику посещения? Кого больше в детских группах: мальчиков или девочек? И среди родителей: мам или пап?

Детей, к счастью, поровну. Мы ярые противники сексизма во всех его проявлениях и очень расстраивались, когда на одной нашей программе по физике обнаружили явный перекос в сторону мальчишек. Устроили активную кампанию в социальных сетях и на взрослых программах с целью объяснить родителям, что девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить.

И, знаете, помогло. Девочек тоже стали приводить.

Что же касается родителей, то мам все-таки больше, хотя и пап хватает. И все умные :) Глупые к нам обычно не ходят. И вот еще что интересно: недавно мы запустили проект в Испании («Умная Барселона») и обнаружили, что на программу детей приводят только папы. Причина проста. Суббота там – день отца.

Здорово! И раз уж заговорили про родителей, скажите мне, пожалуйста, как родилась мысль о том, что взрослым также необходимо уделять внимание?

Я уже говорил, что мы начинали «Умную Москву» как проект для взрослых. Так что это даже не обсуждалось. Скорее, нужно спрашивать, как родилась мысль уделять внимание детям :)

А если серьезно, то я до сих пор не понимаю, почему большинство детских проектов забывает о родителях.

Нам, например, очевидно, что их можно и нужно вовлекать в процесс. В душе мы все дети, и всем нам всегда есть чему поучиться!

А что говорят ведущие? С кем проще работать: с малышами, подростками или взрослыми?

У нас есть специалисты по каждой возрастной группе. С ребятами 7-10 лет приятно работать, потому что они очень открытые, им все нужно и интересно, они задают множество вопросов и с не меньшим удовольствием на вопросы отвечают сами.

У подростков все немного иначе – они уже не перекрикивают друг друга и не пытаются носиться по лаборатории.

В то же время они более замкнуты и, даже если знают ответ, то могут сидеть молча.

Ну, а взрослые – это взрослые. С ними всегда очень интересно, но, конечно же, надо быть хорошо подкованным и готовым к самым сложным и острым вопросам.

«Девочкам тоже полезно разбираться в устройстве мира, а не только борщ варить»: интервью с основателем «Умной Москвы»

Правда ли, что программа занятий рассчитана на то, чтобы помочь ребятам определиться с выбором будущей профессии и показать, что химик или физик – это не только колбочки и электропроводники?

Да, это одна из основных задач. Мы всегда говорим: чем раньше человек поймет, что медицина – это не к нему, тем меньше будет в стране плохих врачей.

Другая задача в каком-то смысле противоположная. Даже если человек не собирается становиться физиком или географом, научная картина мира в его голове должна быть. Конечно, мы не утверждаем, что ее можно сформировать за несколько занятий, но очень радуемся, если наши постоянные посетители начинают летом на даче обращать внимание на насекомых и птиц, а не только на планшеты.

Или если, например, школьная физика станет им хоть капельку милее. И самое важное – они должны научиться критическому мышлению, проверке гипотез экспериментами и т.д.

А почему, кстати, в программу не входят занятия по программированию и робототехнике? Не интересно или не хотите поддерживать и без того поглотивший всех и вся тренд?

Мы давно решили для себя, что хотим сконцентрироваться на естественных науках. Здесь мы лидеры, у нас накоплен огромный опыт, в нашем штате есть очень сильные химики и биологи.

А программирование – это, как говорят в бизнесе, алый океан, в нем грызут друг другу глотки большие злые акулы.

В общем, готовите молодые научные кадры. Да и про медиков с детективами не забываете. Планируется ли повтор программ по хирургии и расследованию?

По медицине у нас в марте стартует совсем новая программа. И, кажется, это будет бомба. Такого количества серьезного оборудования и правдоподобных макетов у нас еще никогда не было! Автор программы – практикующий хирург Первой градской больницы и наша постоянная ведущая Наиля Акчурина.

Каждому ребенку будет предлагаться на выбор один из пяти маршрутов – реанимация, стоматология, травматология и два хирургических. Детективное что-нибудь тоже обязательно придумаем, но чуть попозже.

В этом сезоне у нас идет программа «Физические эксперименты», в ее основе также лежит детективный сюжет.

А что еще планируете сделать в 2019 году? Будут ли новые занятия?

Да, конечно, каждый месяц, кроме лета, у нас появляется новая программа. А летом будет наш традиционный городской лагерь. Кстати, его программу тоже сейчас планируем переосмыслить, добавить много новых классных активностей.

Михаил, а что вы вообще думаете о молодом поколении? Можете сейчас в нескольких предложениях описать его и по желанию поделиться полезным советом или напутствием?

Прекрасное поколение! Умное, любознательное, схватывающее все на лету и способное анализировать большие объемы информации.

Главный совет всех времен – больше читать!

Чтение делает мир вокруг нас интереснее, ярче, увлекательнее. Мне жалко детей, чье детство проходит, скажем, без книг о путешественниках. Ведь для них фактически скрыты 99% нашей планеты!

Фото: «Умная Москва»