Опубликовано 15 октября 2015, 16:46

Детсады и школы воспитывают девочек, как мальчиков

Сегодня на проекте Рамблер/Семья мы поговорим, в чем разница в развитии между мальчиками и девочками с психологом и психотерапевтом Татьяной Горбачевой.
Детсады и школы воспитывают девочек, как мальчиков

Детсады и школы воспитывают девочек, как мальчиков

© Depositphotos

Сегодня на проекте Рамблер/Семья мы поговорим, в чем разница в развитии между мальчиками и девочками с психологом и психотерапевтом Татьяной Горбачевой.

Татьяна, действительно ли существует феномен разницы в развитии между полами?

Это научно доказанный факт, который содержится в любом учебнике по физиологии.

А с чем это связано?

Это связано с биологическими задачами, которые стоят перед мужчиной и перед женщиной. Чем раньше женщина вступит в детородный период, тем больше репродуктивных задач она решит. На ней больше ответственность за наследников, их вынашивание, выкармливание, и поэтому организм девочки под эти задачи и растет.

А когда начинается это опережение в развитии девочек?

Это начинается в период раннего полового созревания, первичного, примерно в восемь лет. В этом возрасте они начинают быстрее прибавлять в росте и весе. И к десяти годам у девочек появляются вторичные половые признаки, а у мальчиков это происходит попозже на год на два.

Скажите, а в интеллектуальном развитии девочки тоже опережают сверстников?

Не то чтобы интеллектуальное развитие преобладало, просто девочки более гибкие в вопросах адаптации к окружающей среде, к поиску своего места.

Девочка с тетрадкой

Девочка с тетрадкой

У них по-другому устроены структуры мозга. В силу этого мальчики способны решать другие задачи. Они завоевывают мир, а женщины этот завоеванный мир обустраивают. Мальчики быстрее осваивают правила, лучше работают в команде, они более дружественные в коллективах друг к другу. Они могут решать командные вопросы без ущерба для личности, в отличие от девочек.

К тому же у мальчиков-подростков примерно в 13–14 лет начинают созревать некоторые структуры мозга. Это происходит буквально. Количество клеток некоторых структур мозга меняется. Многие мужчины делятся своими воспоминаниями, что хорошие аналитические способности, абстрактное мышление они приобрели в результате прорыва в 13–14 лет.

Начинаются успехи в математике, в конструировании. Они как бы изнутри начинают эти структуры понимать. А физиологии девочек эти задачи чужды. Говорю сейчас про человечество вообще, про его среднестатистические показатели. Потому что есть среди женщин замечательные ученые в разных областях знаний, но это скорее исключение из правила. А если брать популяцию в целом, то девочки совсем другие задачи решают.

Татьяна, может быть, родители должны по-разному подходить к воспитанию девочек и мальчиков?

Не родители, а в целом общество хорошо бы это учитывало. В детских садах, в школах, чтобы не воспитывали девочек как конкурентов мальчикам. Объяснять девочкам, что еще с рождения у мальчиков другая гормональная система, и поэтому они по-другому ощущают боль. Если учить девочку драться или на равных, как-то отвечать мальчику ударом на удар, то она его никогда не победит, просто потому, что он по-другому чувствует боль. Опять же разговор идет в целом о популяции.

Можно объяснять это девочке – так, чтобы она не принимала это как проигрыш заранее, а понимала, что она другая и у нее тоже есть сильные стороны.

И когда наступает подростковый период, у девочек появляются завышенные ожидания от своих ровесников-мальчиков. Хорошо, если чуткие мамы или кто-то из окружения девочки будет говорить, что не жди от своих одноклассников-мальчиков лет 12-ти рыцарского поведения. Они просто к нему не готовы, они сейчас осваивают и решают другие задачи и на девочек смотрят как на товарищей.

Мальчик с тетрадкой

Мальчик с тетрадкой

И мальчикам стоит объяснять, что их девочки-сверстницы другие, не такие, как они, более ранимые, эмоциональные. Конечно, нужно говорить про взаимное уважение мальчиков и девочек друг другу, про границы личности и их соблюдение. Вот это зависит от семьи, если там есть такие традиции, то дети их легко переймут.

А вы встречались в своей практике с интересными случаями такого раннего развития?

Если говорить о психологии и различных нарушениях, то стоит отметить, что у девочек из южных регионов созревание происходит еще раньше, чем у девочек из более северных областей. У них регулы могут наступить уже в восемь лет. На Кавказе есть определенные традиции, специальная одежда и ритуалы для таких случаев.

У нас в Москве они не действуют. Очень часто в связи с этим возникают различные комплексы, с которыми нужно работать психологу, чтобы помочь с ними справится. Это много слез и разных переживаний. Например, быстро развилась грудь, а надо ходить на физкультуру – невольно демонстрировать свое тело. И у девочки начинает сбоить психосоматика, она реально заболевает, чтобы не ходить на эти занятия. Т.е. ребенок не «придуривается», а реально болеет. Была и история с девочкой-подростком, которую буквально задразнили мальчики за слишком сильный волосяной покров на ногах, на руках, над верхней губой. И девочке пришлось поменять школу.

Вопросы принятия своего тела вообще очень важны в подростковом возрасте. Помощь специалиста, родителей, бабушек-дедушек необходима.

Автор: Иванка Бикеева