Чудаки и гении: малоизвестные факты из детства Малевича, Уорхола, Гауди и Дали

Знаете ли вы, что у многих художников самое интересное и значимое в их творчестве сложилось из детских впечатлений, страхов, воспоминаний?

Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

О нескольких увлекательных и впечатляющих историях из детства вершителей истории искусства рассказывает Настя Четверикова, культуролог, музыковед, лектор «Прямой речи», автор курса для детей и родителей «Искусство на вырост», автор и ведущая популярного подкаста «Искусство для пацанчиков».

Настя Четверикова

Эпизоды из жизни творцов раскроют многое об их произведениях и, возможно, вдохновят на новые творческие занятия с детьми.

Малевич и маляр

Автор всем известного «Черного квадрата» Казимир Северинович Малевич — первенец в многодетной польской семье, жившей в Киеве на улице Бульонной.

Он отправлялся с отцом в командировки по сахарным производствам и готовился поступать в агрономическое училище на сахаровара. Это и стало его основным образованием.

Depositphotos

Но однажды, устав от очередных отцовских взрослых разговоров, молодой Казимир принялся разглядывать киевские здания. Его внимание привлек маляр, красящий дом в зеленый цвет. Казалось бы, ничего примечательного, как вдруг дом на глазах мальчика приобрел цвет цветущих вокруг весенних деревьев.

Так никогда не помышлявший о живописи «сахарный» мальчик начинает рисовать.

В том числе и простые формы одного цвета, как тот самый маляр из детства. В 15 лет он получит от творческой матери-поэтессы судьбоносный подарок — коробку красок.

Ну а дальше вы знаете!

Уорхол и коллажи

Энди Уорхол, икона поп-арта, превративший консервные банки, бананы и кока-колу в искусство, начал творить в 9 лет.

Хорея Сиденгама, также называемая «пляска Святого Вита» (одно из основных проявлений острой ревматической лихорадки, возникающее преимущественно у детей), надолго приковала маленького Эндрю к постели и значительно повлияла на становление мальчика. Именно во время борьбы с этим недугом юный Энди Уорхол, который учился тогда в 3 классе, а в свободное от учебы время помогал родителям торговать овощами, начал рисовать.

Freepik

Творил он из всего того, что попадалось на глаза: брелоков от ключей, пепельницы, упаковки от продуктов. А еще он обожал вырезать «звезд», машины, дома из журналов и делать коллажи, а в центр помещать свой портрет.

Когда мама спрашивала сына, для чего ему эти нарезки, он отвечал, что делает коллажи из того, о чем мечтает. Тогда-то и сформировался его уникальный стиль, перевернувший современный мир искусства.

Как говорил сам Энди,

«иногда не придаешь значения какому-нибудь мгновению, а потом оказывается, что оно определило целый период твоей жизни».

Гауди и его дом мечты

Перед вами памятник «Гауди в детстве» Артура Альдома, который в 2002 открыли на родине архитектора в испанском Реусе.

Depositphotos

Тут Антонио играет в настольную испанскую игру шашечного типа алькуерк, то есть арабскую, конечно, пришедшую в Испанию в Средние века.

Однако в реальной жизни все было не так.

Дело в том, что маленький Гауди страдал ревматизмом и не мог участвовать в активных играх с остальными детьми, поэтому занимался тем, что рассматривал ракушки, растения, камни, фантазировал, как он из них создаст дом для себя и своей небогатой семьи.

Район Баш-Камп, где прошло детство Гауди, — это зажатая между горами и Средиземным морем низина, расположенная к югу от Барселоны, в окрестностях Реуса и Таррагоны. Эти места отличаются поразительной игрой света и удивительными пейзажами, которые и вошли в его «живую» архитектуру и воплотили его детские фантазии. ⠀

«Своим хорошим пространственным воображением я обязан тому, что я сын, внук и правнук котельщика»,

— говорил Гауди, с детства подрабатывавший у своего отца в мастерской, куя медь.

А вот ученик из него был посредственным, только по геометрии он получал достойные оценки. Остальные предметы, особенно «распевание кантат», наводили на мальчика тоску.

Сальвадор Дали и костыли

Великий сюрреалист Сальвадор Дали большинство своих странных символов принес в свое творчество из детства. Он рисовал то, чего боялся, и таким образом избавлялся от этого страха.

Именно из детских воспоминаний перекочевали на его картины муравьи, которых юный художник увидел однажды на берегу Кадакеса, ползающими по трупу разлагавшегося на солнце мертвого ослика.

Depositphotos

Также, например, костыли, которые он, будучи ребенком, нашел на чердаке дома, произвели на Дали сильное впечатление, а точнее их предназначение.

С тех пор именно костыли поддерживают плавящиеся формы на картинах гения.

Главным же его страхом были кузнечики. Он боялся их панически, одноклассники засовывали ему их за шиворот, и родителям приходилось забирать сына в истерике из школы.

Сам Дали про кузнечиков записал вот такую странную историю:

«Ужас, который я испытываю, глядя на кузнечика, — одна из самых таинственных загадок моей жизни. Я ведь любил кузнечиков в детстве. Но в один прекрасный день мне случилось поймать рыбку. Я крепко схватил ее, чтобы не выскользнула, — так, что видна была одна голова, и стал разглядывать, но вдруг дико вскрикнул, отшвырнул ее и зарыдал. Захлебываясь слезами, я еле выговорил: "У нее голова как у кузнечика! Я сам видел!" С той самой минуты я теряю самообладание, когда вижу кузнечиков».

Depositphotos

Эти и другие интересные истории, факты и запоминающиеся сведения о произведениях мирового искусства, рассказанные простым и современным языком с помощью интерактивных материалов, вы и ваши дети сможете узнать на авторских занятиях Насти Четвериковой по истории искусства. Они проходят каждую пятницу в онлайн-школе лектория «Прямая речь».

Фото: Depositphotos; Freepik

Семейный гороскоп