Что делать, если ребенок «перегорел» любимым делом: колонка мамы
© Depositphotos
Начиная развиваться в любом деле, человек неизбежно сталкивается с препятствиями. И если взрослые понимают, что трудности неизбежны и что их необходимо преодолеть для достижения цели, то дети, встречая проблемы, часто пасуют перед ними: боятся попасть в ситуацию неуспеха, не оправдать ожидания родителей или учителей.
К счастью, в таких ситуациях мы, взрослые, можем прийти на помощь нашим детям: утешить, сказать, что «ошибаться — это нормально», объяснить, что победа дается не всегда легко.
О том, как правильно поддержать ребенка, когда он переживает неуспех, и мотивировать его развиваться в любимом деле, мы попросили рассказать Марию Мальковскую, маму 10-летней Вероники.
Мария помогла своей дочке поверить в себя и не бросать занятия актерским мастерством.
Вероника всегда была активным ребенком. В самом детстве она плохо спала (можно сказать, что практически не спала) и много кричала. Но уже с маленького возраста было очевидно, что у Вероники есть актерский талант.
Помню, когда ей было 2-3 года, она все время примеряла на себя разные наряды, как, наверное, многие ее сверстники.
Но кое-что ее отличало от других детей — она не только наряжалась, но показывала мне какое-то представление: танцевала, пела. А перед началом действа всегда давала мне искусственные цветы, ожидая, что в конце я буду аплодировать и дарить ей букет.
Это повторялось изо дня в день, пока я не поняла, что ей нужно как-то развивать свои способности. Вероника была активна, любознательна, ее все интересовало. Мы стали ходить на рисование, на лепку, на театральное мастерство и на музыку.
Дочка росла театральной девочкой, у нее все легко получалось. Но где-то в 7 лет у нее начались сложности. До этого она везде брала первые места и делала это без особых трудностей. После 7 лет произошел резкий спад.
Несмотря на то что она очень старалась, к сожалению, ей не удавалось выбиться в лидеры.
Поскольку Вероника по своему характеру — ярко выраженный лидер, получая негативную обратную связь от жюри, она расстраивалась, плакала. Это был сложный период, который длился целый год.
Но было ясно, что от меня и от всех, кто окружал Веронику, требовалась большая поддержка.
Я понимаю тех родителей, которые, видя, как страдает их чадо, принимают решение оставить занятие, в котором развивался ребенок. Но я пошла по другому пути.
Иногда меня действительно посещали мысли: «Давай все бросим!»
Но я понимала, что покидать какое-то направление нужно на взлете. Потому что в противном случае у человека больше никогда не возникнет желания вернуться в эту сферу и вдобавок он заработает себе комплексы.
Так что я решила подойти к этому вопросу основательно и выделила несколько шагов, как помочь дочке пережить год неудач и зарядить ее энергией для любимого дела. И у меня все получилось.
Первый шаг — постоянно общаться с ребенком
В течение года мы разговаривали с Вероникой после каждого конкурса. Я ей объясняла, что бывают разные периоды: спады и подъемы. Это нормально!
Мы говорили о том, что во время спадов нельзя останавливать тренировки, потому что они рано или поздно все равно принесут свои плоды.
Второй шаг — наладить межличностные отношения ребенка с окружающими
Для меня было важно, чтобы у Вероники сформировалось уважение к окружающим. Чтобы она относилась уважительно ко мне, к нашей семье, к тем людям, с которыми она общается.
Я считаю, что такое отношение — база, на которая помогает человеку в будущем находить общий язык с разными людьми, работать в команде.
Третий шаг — избегать наказаний
Я никогда не использовала подавление или наказание, но я всегда объясняла, почему другим людям может быть неприятно ее поведение.
Как руководитель компаний я считаю, что большую роль в успехе любого человека играет эмоциональный интеллект, а эмоциональный интеллект формируется, когда ты понимаешь, как твои действия, слова и поступки влияют на других людей.
Четвертый шаг — развивать трудолюбие
Трудолюбие — это отличительная черта нашей семьи. Дети часто учатся на примере родителей.
Я сама люблю работать, папа Вероники и старшая сестра все время чем-то занимаются. Вероника, смотря на нас, восприняла наше жизнеустройство как паттерн поведения.
Однако это не значит, что у нее не возникает трудностей с мотивацией.
Ребенок, у которого большинство дел получается с первого раза, в какой-то момент теряет интерес ко многому.
Но мы работаем над этим: увлекаем, учим держать внимание. Объясняем, зачем прилагать усилия, и вместе радуемся результатам.
Пятый шаг — сместить фокус
Одно из направлений моей деятельности — профессиональный коучинг. Я знаю, как формировать желаемое будущее человека.
Моему ребенку нравится получать награды, быть на сцене. Она «включает» зрителя и полностью выкладывается. И когда у нее наступают периоды, в которые ей не хочется что-то делать, то я управляю ее фокусом. Я объясняю, что действия, которые она выполнит сейчас, привлекут желаемое в будущем.
Таким образом, ребенок получает дополнительный ресурс и мотивацию, чтобы двигаться дальше. И чем чаще это происходит, тем легче ребенку становится визуализировать.
Это привычка, которую сначала нужно сформировать. Потом раз за разом такая визуализация дается намного легче.
Шестой шаг — правильно распределить нагрузку ребенка
Направление, на которое родителям тоже стоит обратить внимание, — это четкое понимание того, как управлять временем и загрузкой ребенка. Поскольку любое занятие (особенно спорт, театральное мастерство или вокал) требует значительных временных инвестиций.
Работа над расписанием ребенка — задача родителей. Важно не просто придерживаться определенного распорядка, но вовремя корректировать его, если ребенок устал или заболел.
Также необходимо определиться с ключевыми направлениями развития, необходимым минимумом, который вы постараетесь выполнять.
Надо учитывать, что с возрастом у детей будут меняться интересы. И чтобы они всегда легко и с удовольствием начинали развиваться в новых направлениях, у них должны быть сферы, где они чувствуют себя уверенно.
Так, для Вероники мы решили, что такую базу уверенности помогут создать занятия математикой, русским и английским языками.
Я слежу за тем, чтобы театральное мастерство и вокал не «забивали» основные школьные предметы.
Все эти шаги помогут вам поддержать ребенка и вернуть его к любимому делу с новыми силами.
Дочка год участвовала в различных конкурсах почти без результатов, хотя выкладывалась на все 100%. И в конце концов она снова заняла место лауреата ближе к 8 годам.
Я помню, что очень радовалась, и сказала ей: «Вот, видишь, Вероника, черная полоса за плечами!» А она абсолютно спокойно ответила: «Мама, ну это была какая-то очень короткая черная полоса!»
Фото: Depositphotos, Архив Марии Мальковской