Что делать, если дети хотят читать только фантастику: колонка писателя и преподавателя литературы
© Depositphotos
Каникулы в самом разгаре. Предполагается, что к этому времени подростки прочитали как минимум одну-две книги из школьного списка литературы на лето. Но что делать, если ребенок не воспринимает классику и читает только современные остросюжетные книги или не читает вовсе?
Об этом мы поговорили с молодым преподавателем литературы, филологом и писателем Яной Летт.
Ее фэнтези для подростков «Мир из прорех» недавно вышло в издательстве «Альпина Z». Это история приключений 16-летней Каи и 15-летнего Артема в постапокалиптичной России, где ребятам предстоит не только преодолеть трудности выживания в новом мире, но и проверить свой характер на прочность.
Хорошая новость — ваши дети хотят читать. Здесь можно поставить точку, и ситуация сразу заиграет новыми красками, потому что в современном мире это уже немало. Только ленивый не говорит о том, что книга в наше время рискует уступить место слишком сильным конкурентам: сериалам, фильмам, YouTube, компьютерным играм…
Как часто вы сами предпочитаете вечер с хорошей книгой ленивому серфингу в соцсетях или Netflix-у? Вопрос далеко не праздный.
Я убеждена в том, что лучший способ сформировать любовь к чтению у ребенка — много читать самому. Если в доме всегда много книг, которые запоем читают родители, по выходным устраиваются семейные посиделки с чтением вслух, а перед сном ребенок обязательно получает порцию сказок, с огромной вероятностью, он впитает чтение как часть внутренней семейной культуры, приобщится к нему, чувствуя интерес своих родителей.
Пытаться же убеждать ребенка посидеть с книгой или, не дай бог, наказывать его этой повинностью, в то время как папа проводит выходной за компьютерной игрой, а мама — уткнувшись в планшет, — пустая трата времени. Ничего кроме протеста и отвращения у ребенка такое лицемерие не вызовет.
Кстати, очень важная часть воспитания этой внутренней культуры — именно бумажная книга.
Мама может все выходные напролет читать на планшете Сартра и Золя, но ребенок видит одно: мама сидит в планшете. Что именно она там делает — загадка, которая всегда будет решаться в пользу самого простого ответа.
Еще один важный момент: обилие бумажных книг порождает возможность выбора. Пусть книг будет много, самых разных, пусть на полке на высоте роста ребенка соседствуют Толстой, Стивен Кинг, Толкин, Гюго, Дюма и Астрид Линдгрен. Интернет не вызывает желания загуглить роман Флобера, гораздо проще найти в нем видео со смешными котиками. Книжная полка манит своими тайнами.
Все это имеет огромное значение и для формирования любви именно к классике. Если мама то и дело цитирует Пушкина и Бродского, а папа шутит с литературными отсылками, у ребенка, скорее всего, появится желание как можно скорее освоить этот внутрисемейный культурный код.
Еще один важный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, — качество преподавания литературы в школе. Хороший учитель сумеет вызвать интерес к текстам Гоголя и Булгакова даже у не слишком читающих детей… Плохой, к сожалению, может отбить желание читать даже у увлеченных.
Мне повезло. С раннего детства я жила в окружении огромного количества книг, взрослых и детских, реалистических и фантастических вперемешку, и, спасибо бабушке и маме, мой доступ к ним и выбор никогда не ограничивали. В 10 лет я могла читать Носова, Гюго, Туве Янссон и Колин Маккалоу на одной неделе и абсолютно уверена, что это пошло мне на пользу.
Кроме того, мне очень повезло с учительницей литературы. Обсуждать с ней произведения классиков было истинным удовольствием.
Почти все дети в классе стремились прочитать тексты даже просто ради того, чтобы участвовать в беседе.
Она также организовала дополнительные занятия для желающих, где мы обсуждали произведения Андерсона, Экзюпери, Брэдбери, Мопассана…
После школы я окончила филологический факультет МГУ, а теперь преподаю, веду литературную мастерскую и сама пишу книги. Я продолжаю читать всегда и везде и могу с уверенностью сказать вам одно: неважно, фантастическую или реалистическую книгу выберет ваш ребенок, главное, чтобы книга была хорошей.`
Если ребенок читает Брэдбери, Стругацких, Толкина, Льюиса, Лема, то я не вижу ни единой причины, по которой можно сказать, что его выбор хуже, чем чтение Достоевского или Кафки. Более того, Гоголь, Булгаков, Пушкин и Салтыков-Щедрин тоже писали фантастику, а ведь мы изучаем их произведения в школе.
Если же сын или дочь читает только фанфики или фантастику «в мягких обложках», возможно, это повод задуматься о том, чтобы более внимательно подойти к формированию домашней библиотеки.
Но даже в этом случае не стоит вырывать у ребенка из рук то, что ему нравится. Почитайте эти книги. Поймите, что именно привлекает в них вашего подростка, обсудите это с ним… И попробуйте по ходу дела подсунуть ему что-то похожее, но свое.
Идите от простого к сложному.
От Толкина — к Стругацким. От Стругацких — к Гессе. От Гессе — к Достоевскому. Замечу, «простое» здесь ни в коем случае не значит «плохое».
Важно не заставлять человека делать выбор в ту или иную сторону, а в первую очередь сформировать у него вкус, который позволит самостоятельно отличать плохие тексты от хороших, независимо от жанра. А формируется вкус только практикой.
Конечно, желание приобщить сына или дочь к сокровищам мировой культуры — вполне понятная вещь. Но самым правильным путем мне кажется, прежде всего, отказ от деления книг на «святую классику» и «развлекательный ширпотреб».
Мир литературы невероятно многообразен и уже очень давно не укладывается в эту простую схему.
Эдгар По и Гомер, Гофман и Маркес, Марк Твен и Герберт Уэллс, Куприн и Вирджиния Вульф, Агата Кристи и Леонид Андреев — позвольте им всем стать равноправными гостями в вашем доме. И, уверена, рано или поздно ребенок обязательно захочет подойти и познакомиться с каждым из них.
Фото: Depositphotos, Freepik