Более 1500 тем: как готовиться к итоговому сочинению в 2022/23 году
И получить по нему «зачет»!© Freepik
Каким было итоговое сочинение раньше и что изменилось сейчас
С момента введения итогового сочинения в 2014 году ФИПИ каждый август публиковал пять широких тематических направлений, на которые ребята могли ориентироваться при подготовке к испытанию. Хотя сами темы ученики узнавали непосредственно в день экзамена, благодаря четким границам установленных направлений, ребята понимали, что их ждет, и могли заранее подготовить примерный список литературных аргументов, а обзавестись «багажом» написанных сочинений по этим направлениям.
С этого года пяти направлений, известных заранее, не будет. Вместо этого в банке ФИПИ появились три раздела с подразделами:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Внутренний мир человека и его личностные качества
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
- Познание человеком самого себя
- Свобода человека и ее ограничения
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Семья, род; семейные ценности и традиции
- Человек и общество
- Родина, государство, гражданская позиция человека
- Природа и культура в жизни человека
- Природа и человек
- Наука и человек
- Искусство и человек
Что сильнее всего пугает школьников
Ученики точно так же, как и раньше, получат список конкретных тем в день экзамена, но их будет уже не пять, а шесть. И самое интересное, что, по сути, эти темы известны заранее, поскольку они взяты из банка тем прошлых лет. И несмотря на то, что этот банк закрытый, не составляет труда найти темы, предлагавшиеся ученикам в предыдущие годы. Всего их около 1500, и в дальнейшем это число станет только больше, ведь банк будет пополняться новыми темам.
Один из самых больших страхов выпускников — неизвестность. Ведь никто до последнего не знает, какая именно тема попадется из банка заданий.
Однако не стоит расстраиваться раньше времени! Способ подготовки остается прежним. Главное — понять, какие произведения будут актуальны для каждого из этих разделов, какие эпизоды из этих произведений наиболее содержательны и как их можно раскрыть.
Выбранные произведения нужно изучить вдоль и поперек. Нередко выпускники выбирают повести и романы, которые им посоветовали, но знают их поверхностно: не ориентируются ни в сюжете, ни в героях. Кто-то даже не уверен, как правильно зовут автора. Такое отношение в подготовке повышает риск пересдачи.
Как получить зачет по итоговому сочинению
Критерии и система оценивания не изменились:
Объем (от 250 слов). Правило здесь одно: в процессе написания сочинения обязательно считать слова.
Самостоятельность. Текст не должен быть списан, например, из интернета или сборника.
Само сочинение оценивается по пяти критериям, и потом за всю работу выставляется зачет или незачет. Для того чтобы не «провалить» испытание, нужно, чтобы проверяющий зачел первые два критерия и хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — самому хорошо понимать, о чем пишешь. Этот критерий напрямую связан с тем, что нужно раскрывать тему качественно, не подменять понятия и соотносить свой тезис с доказательством и выводом.
2. Привлечение литературного материала
Для получения зачета обязательно требуется привести хотя бы один литературный аргумент. Можно использовать любые произведения из классики, современной русской или мировой литературы, и даже необязательно из школьной программы. Например, можно использовать «Гарри Поттера» или «Игру престолов»! Однако запрещено брать в качестве аргумента частушки, комиксы или загадки.
Для получения зачета требуется наличие одного аргумента, но можно перестраховаться и использовать, например, два. Если первый проверяющие не засчитают, могут поставить зачет за второй.
Не запрещается брать оба аргумента из одного и того же произведения или использовать один пример из литературы, а другой — истории, обществознания или личного опыта.
Этот лайфхак помогает, если не получается набрать нужное количество слов. Главное, чтобы аргумент относился к теме и подтверждал мнение ученика.
3. Композиция и логика рассуждения
Этот критерий связан с абзацным членением и логичной структурой текста. Идеальное классическое сочинение должно содержать:
- вступление (тезис)
- собственное мнение по этому вопросу
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (логичный итог рассуждений)
4. Качество письменной речи
Обычно за этот критерий ученики получают «+», поскольку незачет ставится тогда, когда речь настолько плоха, что мешает понять смысл написанного.
5. Грамотность
«Незачет» поставят в том случае, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Шпаргалка с аргументами
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами нравственного выбора: об идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы:
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Откуда брать литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Это раздел о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Как вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Откуда брать литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с рассуждением о науке и искусстве, о таланте, творчестве, об интересах в области искусства и науки, а также об экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Откуда брать литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
Фото: Freepik