А как у них: какие иностранные языки учат американские и британские школьники
И насколько хорошо ими овладевают© Freepik.com
Ой, а ведь это уже не фантазия, а совершенно реальный и очень непростой вопрос! Интересно, как отвечают на него взаправдашние носители языка, на котором разговаривает весь мир?
Мы попросили редактора Puzzle English Ирину Лексину (puzzle-english.com) рассказать о том, какие иностранные языки изучают англичане и американцы и насколько хорошо ими овладевают.
Рассмотрим Англию, Шотландию, Северную Ирландию, Уэльс и США.
Англия
Традиционно самые популярные иностранные языки в английских школах – французский и немецкий.
По-французски говорят ближайшие соседи, а немецкий считается «языком науки».
Согласно статистике, растет популярность испанского: возможно, через пару десятилетий французскому придется потесниться.
Но если рассматривать преподавание и изучение языков в целом, то в Англии с этим, к сожалению, все очень непросто.
В 2004 году «современный иностранный язык» убрали из списка обязательных экзаменов GSCE (аналог нашего ОГЭ, который все британские дети сдают в 16 лет). Результаты не заставили себя ждать.
В 2012 году англичане побили европейский антирекорд: 62% жителей Британии не владели никаким другим языком, кроме английского.
Даже детям из семей мигрантов не удавалось сохранить родную речь.
Конечно, в дорогих частных школах дела обстояли получше. Но в государственных учебных заведениях обязательные уроки иностранного языка длились у школьников только три года – с 11 до 14 лет. Тот, кто все-таки сдавал экзамен по выбору, рисковал попасть в колледж или вуз, в программе которого языки отсутствовали. Для 90% школьников языковое образование после экзамена GSCE полностью прекращалось.
Министерство образования признало ошибку и попыталось принять меры.
Сегодня изучение иностранного языка в школах начинается с 7 лет.
Упор делается на культуру страны изучаемого языка, поскольку так детей легче заинтересовать и замотивировать.
С 2017 года языки снова вернули в список обязательных экзаменов, причем постарались учесть многонациональность и мультикультурность современного британского общества. Теперь школьник может выбрать либо современный язык (диапазон очень широк, от французского до китайского и русского), либо один из древних (латынь, древнегреческий, библейский иврит). Также 24 университета ввели языки в учебные программы.
Все эти идеи хороши, но школьные учителя не спешат радоваться. Вот несколько проблем, которые выявили исследования 2020 года.
• Обучение младших школьников часто сводится к одному игровому уроку в неделю. Учителей обязуют увеличивать время, посвященное языку, за счет других уроков (например, если дети изучают основы китайского, то они поют на уроке музыке китайские песенки).
Это означает переподготовку и дополнительную нагрузку для педагогов.
• Не во всех школах Англии есть возможность преподавать все языки, которые пожелают изучать ученики. Эта проблема особенно остро стоит в деревнях. Нередко бывает так, что в начальной школе дети познакомились с одним языком, а потом вынуждены с нуля учить другой: нет учителей. Квалифицированных преподавателей иностранных языков в стране недостаточно, приходится приглашать специалистов из-за границы.
• У школьников большие проблемы с мотивацией. Иностранный язык считается «сложным» предметом, за который трудно получить высокий балл. Никто не гарантирует, что язык пригодится во взрослой жизни – для работодателя достаточно, чтобы ты владел английским. Особенно сильно упала мотивация после «Брекзита» (выход Великобритании из Европейского Союза): родители говорят, что эта Европа никому не нужна, учитель больше не уверяет, что ты после школы найдешь работу за границей. Так зачем вообще напрягаться?
• Считается, что иностранный язык нужно учить, чтобы понимать других людей. Но разговаривать получается только с одноклассниками на уроках в школе пару раз в неделю. На поездки за границу у государственных школ часто нет денег.
А с наступлением пандемии стало совсем непонятно, кто куда поедет и кто с кем будет общаться.
Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс
В каждой из этих стран, входящих в состав Соединенного Королевства, есть свой малый язык – шотландский гэльский, ирландский гэльский, валлийский. Их тоже изучают в школах и стараются сберечь, что не так-то просто при наличии удобного и общепринятого английского.
В Уэльсе и Северной Ирландии в государственных школах учителям особенно сложно. Теоретически все дети в этих регионах должны быть билингвами. На практике оказывается, что языковых часов в школах недостаточно (в Уэльсе в некоторых школах получается проводить всего один урок валлийского раз в две недели).
Тут уже не до французского.
Немного лучше дела обстоят в Шотландии, в которой недавно приняли языковую программу «1+2». Согласно ей, все дети должны знать ОДИН родной язык – тот, на котором у них говорят дома, будь то шотландский гэльский, китайский или польский. Плюс ДВА других – английский и еще какой-нибудь по выбору. Неизвестно, как сложатся дела, но пока программа выглядит перспективной.
США
Три самых популярных иностранных языка в Америке – испанский, французский и немецкий.
Интересно, что мода на тот или иной язык в Штатах нередко зависит от политики.
После Второй мировой войны появился интерес к японскому языку, после запуска спутника – к русскому, а по мере роста экономического и политического влияния Китая стал набирать популярность китайский.
По наблюдениям американских учителей, школьники и взрослые нередко ссылаются на культурный стереотип: американцы «не отличаются способностями» к языкам. Но учителя категорически не согласны: способности есть у всех, а вот учебные программы нуждаются в доработке. Некоторые ситуации заставляют вспомнить Великобританию. Изучение иностранных языков начинается только в средней школе (а иногда и в старших классах). Если вообще начинается – по данным 2017–2020 годов, лишь 20% американских школьников изучают в школах другие языки, кроме английского. Для вузов цифра еще меньше: всего 7,5% студентов, причем языковая программа иногда охватывает только один или два семестра. Квалифицированных преподавателей не хватает. Недостаток мотивации у учащихся тоже налицо.
Сколько бы учителя не твердили про «расширение кругозора» и «развитие когнитивных способностей», дети отлично понимают, как им повезло с родным языком, и предпочитают поберечь время и силы для других предметов.
Хотя практичность порой мешает американцам, иногда она же становится способом решения проблемы.
В США владение двумя и более языками считается большим плюсом в резюме!
Да и преподаватели, как оказалось, не просто так талдычат о том, что язык помогает изучить другую культуру. До недавнего времени все верили, что английского достаточно для бизнеса. Теперь хороший тон – постараться понять, как партнер мыслит, каковы его ценности и убеждения. В мире достаточно людей, которые не говорят по-английски. Так что без иностранных языков британцам и американцам не обойтись!
Фото: Freepik.com, Pexels-photo