9 цифровых нововведений, которые кардинально меняют жизнь школьников

Что должен знать родитель о технологическом процессе в образовании, чтобы его ребёнок стал успешным.

Как новые технологии влияют на школу, сидят ли отличники в социальных сетях и почему онлайн-образование — не панацея, рассказывает Владимир Гуровиц, руководитель образовательного направления IT&Design в школе для способных детей «Летово», автор курсов для одаренных детей, организатор, разработчик материалов и член жюри олимпиад по программированию.

Python, Java, С++, роботы и никакого «Паскаля»

В хороших школах на смену устаревшему языку Pascal, который до сих пор изучает большинство старшеклассников России, приходит Python. Это такой же простой в изучении, как и его предшественник, но при этом актуальный промышленный язык. Его использует большинство крупных компаний мира, в том числе Яндекс и Google.

Именно с этого языка ученики «Летово» начнут изучать программирование, а в старших классах добавят к нему еще один. Если школьник собирается сдавать экзамен IB (Международный бакалавриат) и поступать в западный вуз, то мы переходим на Java.

Если ученику интересно олимпиадное программирование и он выбирает один из российских IT-вузов, вторым для него становится основной язык олимпиадников — C++ (95% школьников на Всероссийской олимпиаде по информатике используют C++).

В некоторых школах в основной курс информатики уже начинают включать робототехнику.

Это направление у нас в стране хорошо развито, команды российских школьников занимают высокие места на мировых чемпионатах по робототехнике.

Удаленная работа

В последние годы порог вхождения в профессиональное программирование снизился, и это значительно увеличило интерес школьников к информатике. Появились средства разработки с графическим интерфейсом, понятным даже маленьким детям. Стал общедоступным интернет с красивыми сайтами, а их создание упростилось.

Распространились гаджеты: от смартфонов до «умных» часов — и тут же появился инструментарий, позволяющий быстро писать приложения под них.

А несколько лет назад стали доступны «движки», которые помогают дома создавать серьезные 3D-игры.

Эти нововведения позволили детям зарабатывать уже в школе.

Начать проще всего с области веб-разработки и создания мобильных приложений: c одной стороны, для этого не нужен большой коллектив, с другой — присутствует постоянная потребность со стороны бизнеса, спрос есть всегда.

Социальные сети

В большинстве школ есть дети, которые не сильны в социализации, но сильны в науках — типичные ребята «в толстых очках». Они не читают паблики, не переписываются в «ВКонтакте», не смотрят видеоблоги и увлекаются только интеллектуальными развлечениями, вроде шахмат. Однако не они составляют подавляющее большинство успешных в учебе детей.

Часто больших высот на олимпиадах, научных конкурсах и экзаменах достигают самые обычные с виду ученики, ничем не отличающиеся от детей из соседних школ.

Они слушают ту же музыку, смотрят те же баттлы — и даже пишут «панчи» для собственных рэп-поединков, так же гуляют на улице и катаются на лонгбордах.

У меня был ученик, который до девятого класса интересовался больше мемами, чем программированием, а в десятом – выиграл Всероссийскую олимпиаду по информатике.

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение — это важное и полезное направление, но пока его удается успешно применить только в качестве поддержки и углубления основного образования. В нашей школе ученики будут осваивать некоторые темы в виде онлайн-курсов, разработанных или рекомендованных учителями.

В качестве основного образования онлайн-школы работают куда менее эффективно.

Детям сложно учиться самостоятельно, у них могут возникнуть «перекосы» в интересах — например, новый курс по биологии каждый день, но ни одного курса по русскому языку за неделю.

Очная учеба дает серьезный внешний стимул что-то делать: вставать в 8 утра, ходить на занятия, вовремя сдавать экзамены, выполнять требования преподавателей.

Такие навыки полезны для взрослой жизни. Если человек не приучен к дисциплине, если он не продемонстрировал, что в течение нескольких лет он может следовать требованиям — пусть иногда и бессмысленным, не факт, что он будет делать это на работе.

Геймификация

Когда мои ученики решают задачи по программированию, автоматическая система проверяет их и выводит результаты в единую табличку. Все видят, кто на каком месте находится, и стремление подняться в этом рейтинге очень мотивирует.

Я пробовал скрыть таблицу с рейтингом, и решаемость домашних заданий заметно упала.

Еще один современный способ ввести элемент игры в образовательный процесс — это игровые платформы для изучения программирования, например, Minecraft Edu, CodeCombat и т.д.

Минус такого обучения в том, что ты доходишь до определенного уровня, после которого «упираешься в потолок». С другой стороны, игровые платформы могут дать быстрый старт, заинтересовать ребенка в программировании и стать этапом на пути к серьезным языкам.

Онлайн-олимпиады

С тех пор, как появились программы для автоматической проверки заданий по программированию, заметно разрослась индустрия онлайн-олимпиад. Я знаю школьников, которые при подготовке ко Всероссийской олимпиаде ежедневно участвуют в каком-нибудь цифровом состязании.

Всю систему конкурсов по информатике уже сейчас можно перевести в онлайн, а очно собираться только на финальных этапах и с единственной целью — убедиться, что школьник все делает сам.

Правда, на олимпиады по другим предметам онлайн-формат накладывает существенные ограничения:

очень немногие содержательные задачи можно сформулировать в тестовом формате.

Поэтому, несмотря на название, такие конкурсы по другим предметам обычно подразумевают не самый высокий, не «олимпиадный» уровень.

Прокторинг

Прокторинг — это система, позволяющая принять экзамен у человека, который находится в другом городе. Мы используем ее для наших вступительных испытаний. Школьник, сидя у себя дома, выполняет задания на компьютере или в тетрадке, которую он потом отправляет на проверку.

В это время наблюдатель контролирует процесс через веб-камеру и видит картинку на экране ученика.

Следить помогает автоматизация: система отслеживает открытие посторонних приложений на экране, анализирует картинку и сообщает, если в кадре появляется другой человек или экзаменуемый уходит из кадра. Это направление пока только начинает развиваться, но систем, которые позволяют делать прокторинг один на один или с небольшим количеством школьников одновременно, уже довольно много.

Электронная школа: журналы, учебники, доски

Современную школу сложно представить без электронного журнала. Хорошее учебное заведение стремится анализировать успеваемость учеников, и бумажной версии для этого явно недостаточно.

Что касается электронных учебников, их качество пока оставляет желать лучшего. Изначально это были просто отсканированные страницы бумажных учебников, позже к ним стали добавлять элементы тестирования и интерактивный контент, например, видео.

Однако пока продуктов, которые позволят школе навсегда забыть о традиционных учебниках, на образовательном рынке нет.

Еще одно нововведение последних лет — интерактивные доски. Обычно они выглядят, как огромный сенсорный планшет, который можно перемещать по классу. Многим учителям такие доски пока просто заменяют традиционные, и в этом качестве они не всегда лучше — страдает разрешение и скорость реакции сенсора.

В последние годы появляются решения, позволяющие уходить от единой доски и транслировать общую картинку на индивидуальные устройства учеников. Но для преподавателя доска — это центр притяжения, а компьютеров или планшетов на столах у учеников многие пока опасаются.

В одной из школ я даже видел наклонное зеркало, которое висит в задней части класса и отражает экраны всех учеников, чтобы учитель мог контролировать, что происходит на экранах их ноутбуков.

Виртуальная реальность

Виртуальная реальность (VR) кажется очень перспективной для образовательного процесса технологией. Представьте: любой объект, например, лягушку на уроке биологии, можно не только увидеть на экране, но и «повертеть», разобрать на части, заглянуть вовнутрь.

Сейчас это направление только начинает развиваться.

Решения, которые сегодня существуют на рынке, не готовы для использования в школе.

Они очень затратны и требуют много предварительной технической работы, а эффект, который они дают, не так силен, чтобы регулярно использовать VR в учебном процессе.

Можно обратиться к этой технологии раз или два — для вау-эффекта, но для полноценного внедрения технологии в программу пока нет ни технических решений, ни контента.

Большинство школ пока отстает от тенденций: у обычного учителя с высокой нагрузкой нет возможности постоянно проходить профессиональную переподготовку. Какие бы ни появлялись цифровые технологии и электронные учебники, у таких учителей в классе все равно стоят изданные 30 лет назад задачники, которые он раздает в начале урока и собирает в конце.

Тем временем, происходит много изменений, связанных с цифровой трансформацией образования. Такие изменения успешно сказываются на качестве обучения, его актуальности, и если школа стремится быть в лидерах, она не будет игнорировать требования времени.

Заявки на поступление в 7-9 классы школы принимаются на сайте «Летово» с 25 сентября по 1 декабря 2017 года. Большинство учеников получат полные или частичные стипендии на обучение.

Фото: Shutterstock.com

Семейный гороскоп