7 особенностей вальдорфской системы образования
7 особенностей вальдорфской системы образования
"Летидор" рассказывает об особенностях вальдорфской методики, которая все больше привлекает современных родителей.
На данный момент ее используют более 900 независимых школ (в России – преимущественно частных) в 60 странах мира. Вальдорфские школы закончили дети Харрисона Форда, Клинта Иствуда, Михаила Барышникова и других голливудских знаменитостей.
Развитие способностей, заложенных природой
Основатель системы – Рудольф Штайнер, австрийский ученый философ, был очень заинтересован в духовном совершенствовании человека. Он считал, что неправильно культивировать в ребенке только потребность к знаниям. Важно – развивать все способности, заложенные в нем от природы.
В вальдорфской системе считается, что на начальном этапе образования специализация детям не нужна. Учителя, руководствуясь принципом «жизнь долгая, в ней может многое пригодиться» развивают в ребенке те, качества которых ему не хватает. А уже потом, в средней и старшей школе, дети постепенно углубляются в дисциплины, к которым у них появляется склонность.
С 1 по 8 класс учеников сопровождает один учитель. Он курирует каждого школьника, ведет его и помогает ребенку разобраться в собственных интересах.
Образование должно быть свободным
Штайнер при формировании первой школы сказал, что в ней не должно быть никаких разграничений детей по уровню знаний (а также по любым другим признакам), никаких списков, экзаменов, домашних заданий – особенно в качестве наказаний за плохую успеваемость. И самого понятия плохая успеваемость тоже быть не должно.
Школа – это то место, где встречаются люди, чтобы делиться опытом и знаниями, а не обмениваться характеристиками в адрес друг друга. Важная задача школы – научить детей взаимодействовать друг с другом. Поэтому здесь часто проводятся мероприятия, которые ученики готовят все вместе. Например, фестивали или спектакли.
Постижение мира через собственный опыт
Вальдорфская школа выступает за деятельностный подход к образованию. Человек, взаимодействуя с миром, как бы выстраивает самого себя.
Начиная с 1 класса, дети читают стихи, поют песни, рисуют, лепят, занимаются рукоделием и домоводством, позже – ремеслом (работа с древом или с металлом). Ребенок постигает мир через творчество. При том, это совсем не означает, что после выпуска из школы он станет архитектором, художником или скульптором.
Через творчество ребенок учится понимать и чувствовать красоту этого мира. Начиная с тетрадок, которые в вальдорфской школе больше напоминают альбомы для рисования (формат А3, листы не линованы), где он учится красиво обживать пространство листа, заканчивая школьным помещением, которое дети обустраивают наравне со взрослыми.
Уважение индивидуального развития
В основе вальдорфского образования – уважение ребенка на всех стадиях развития. Учебный план составляется таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Учитывается не только темп, в котором ребенку комфортно продвигаться по учебе, но и те способы, которыми ученик постигает программу. Он может зарисовать что-то, записать или проговорить. Учителю важно, чтобы ребенок нашел наиболее удобный способ усваивать информацию. Это поможет ему отделять зерна от плевел, запоминать то, что ему действительно интересно.
Вальдорфское образование подходит детям с разными особенностями развития, например, с дислексией. В начальной школе дети много рисуют, играют, на математике и развитии речи много делают вслух. Считается совершенно нормальным, что один ребенок в школе может научиться читать в 1-м классе, а другой – только в 4-м.
Поликультурный подход к образованию
С первого класса учебный план для всех школьников включает изучение двух иностранных языков (в России, это, как правило, немецкий и английский). Кроме того, учебная программа интегрирует изучение религий и культур.
Весь год дети читают сказки, басни, легенды – знакомятся с обычаями и традициями разных народов. По мотивам этих уроков в школах устраивают праздники, и таким образом поддерживают поликультурный подход к образованию. Дети учатся уважать людей всех рас и национальностей.
Использование эвритмии в процессе обучения
По словам Штайнера, каждый звук речи или музыки можно интерпретировать с помощью жеста и движения тела. Это называется эвритмией. Она развивает чувство гармонии и равновесия. С помощью эвритмии дети учатся читать и писать. Например, изучая букву «о», малыши образуют ее ладонями и одновременно поизносят звук «о». Школьники пропевают звуки «М» и «Т» и рисуют соответствующие буквы, которые превращаются на картинке в горы и деревья. Так они готовят свою руку к письму.
Ритм является важным компонентом всех этих видов деятельности в школе. Ритм (т.е. порядок или образец во времени) пронизывает весь день, а также учебный год, который разворачивается вокруг празднования тематических фестивалей.
Кроме эвритмии, в школе есть ботмеровская гимнастика. Ее цель – поддерживать физическое и духовное воспитание ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Под музыку дети выполняют разные упражнения, выстраивают в пространстве фигуры и линии – учатся осознанному управлению своим телом.
Отказ от современных технологий
Одна из характерных особенностей вальдорфской системы – ведение уроков без использования современных технологий.
Почему, вальдорфская педагогика не приемлет использование аудио- и видео-проигрывателей телевидения и гаджетов рассказывает учитель вальдорфской школы «Росток», Кутейникова Галина Константиновна:
«Душевное пространство ребенка должно быть свободно от стереотипов поп-культуры, мультяшных образов, чтобы ему было проще познавать мир. Когда мы говорим о кошке, у детей не должна выскакивать картинка кота в сапогах из «Шрека», у которого нет ничего общего с настоящим котом. Когда голова забита готовыми картинками и образами, ребенку сложно понять настоящую природу этого животного. И это затрудняет процесс здорового образования.
Родители, которые приводят детей в нашу школу, хотят, в первую очередь, чтобы их дети были здоровы. Не только в физическом смысле, но и душевно. Чтобы они смогли вырасти мыслящими и свободными людьми. А чтобы это свободное мышление случилось, нужно оградить детей от всего, что сильно вторгается в их психику и разрушает ее.
На уроках до старшей школы мы не используем никакие медиа-устройства. Даже проектор. Мы считаем, что ребенку важно наблюдать за процессом рождения. Наши учителя сами рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Ребенку свойственно подражать, и он будет следовать примеру учителей и родителей.
Мы начинаем использовать аудио- и видео- материалы не раньше 8 класса. К этому времени школьники созревают психически и физически, их сознание уже сложно «замылить» готовыми образами. И медиа не навредит им так сильно, как в начальной школе. С 8 класса у нас начинается информатика: дети учатся использовать компьютер и Интернет в качестве инструмента, источника информации.
Дома мы также не рекомендуем включать детям телевизор или давать телефон. Часто родители так поступают, чтобы отвлечь ребенка. Это приводит к тому, что он не может самостоятельно придумать себе дело… И зачем ему дело, когда всегда можно включить компьютерную игру или фильм?»