5 причин не покупать куклу ребенку
Влияние игрушек на развитие детей неоценимо. Важно сделать правильный выбор, чтобы уже в дошкольном возрасте не испортить мировосприятие ребенка неправильной куклой.
5 причин не покупать модную куклу:
У ребенка формируется искривленный образ реальности
Модные куклы представляют образ, не существующий в реальном мире. Длинные ноги, узкая талия, короткие руки, огромные глаза в пол-лица — человека с такими пропорциями не найти. При этом внешность этих игрушек выписана до мельчайших деталей, их образ завершен. Ребенок находится в заблуждении: правдоподобность образа с точки зрения деталей очень большая, но его черты лживы по отношению к действительности…
Принимая неестественную внешность куклы, девочки подстраиваются под ложные идеалы. Отсюда — желание заботиться о «внешнем» в ущерб ментальному и чувственному восприятию. При том, что человеку для гармоничного развития необходимо заботиться и о душевном, и о телесном, и об интеллектуальном развитии.
Искусственный материал не развивает чувственное восприятие
Пластик, из которого делают современных кукол — искусственно синтезированный материал. К живой природе он имеет весьма опосредованное отношение. Не говоря о том, что в его состав не всегда входят экологически чистые материалы.
Соприкосновение с пластиком не рождает у ребенка той глубины чувств, которую он получает от взаимодействия с деревом или шерстью. В игрушке, сделанной вручную из натуральных материалов, ребенок ощущает ее историю, ее материалы подобны человеческой плоти, коже.
Такие куклы ограничивают развитие воображения
Образы кукол перенасыщены деталями, и ребенку не надо придумывать ничего дополнительно. Это очень удобно (и, разумеется, нравится детям!) — получать уже «пережеванную» информацию. Но в этот момент у них совсем не работает воображение.
В вальдорфской кукле, например, никак не оформлены глаза. Это сделано для того, чтобы ребенок самостоятельно достраивал образ персонажа в своей фантазии в зависимости от условий игры. Для становления личности малыша важно в полной мере проживать чувства каждого персонажа в сюжетно-ролевой ситуации. Когда на лице игрушки уже запечатлены какие-то эмоции, она перестает быть гибким инструментом для игры. Ребёнку тогда сложно в сюжетно-ролевой игре, которую он ведёт, превратить куклу со смеющимися глазами в куклу с обиженными глазами.
Вместе с фантазией у ребенка развивается волевое начало, которое должно быть у каждого самодостаточного человека. Его развитие определяется способностью самостоятельно создавать с помощью воображения образы и совершать действия для их воплощения.
Лучше сознательно обеднить инструментарий ребенка для игры (имеется в виду — убрать детально проработанные игрушки), чтобы ребенок создавал его из подручных средств.
Неумение фантазировать приводит к потребительству
По-хорошему, ребенок должен сам творить новые разноплановые ситуации, а не брать куклу с готовым набором ситуаций (речь идет об аксессуарах, предметах быта, которые идут в наборе к игрушке).
Пользование готовыми моделями не дает ребенку развивать фантазию и разгоняет в нем чувство потребления. Он привыкает, что вот это платье можно надеть кукле только на бал, а вот это — только для школы… Когда мы задаем маленькому человеку рамки, он не может развиваться творчески. Важно дать ему пространство для свободной игры хотя бы до 9 лет, чтобы в будущем он смог отдать миру максимум своего потенциала.
Использование ярких цветов вызывает быстрое насыщение игрушкой, и желание приобрести новую (такую же яркую) неизбежно
В современных куклах производители нарочито используют яркие цвета (кислотно-розовые, зеленые, желтые). Всем ярким ребенок быстрее удовлетворяется, но одновременно ему нужен непрерывный поток красок. Это рождает зависимость от всего сочного, и в то же время – невозможность наслаждаться тонкими красками, чувствами, деталями.
Для эмоционального и творческого развития намного продуктивней дать малышу деревянный чурбачок, палочки, камни, кусочек натуральной ткани и показать ему, как из «ничего» можно построить новый мир.