5 подсказок, как помочь ребенку справиться с проблемами в чтении
© Shutterstock/VOSTOCK
В издательстве «АСТ» вышла книга методиста и нейропсихолога Гюзели Абдуловой «Скорочтение для детей: от азов до уверенного чтения». В ней автор рассказывает, как помочь школьнику освоить навык чтения и сделать так, чтобы книги стали лучшими друзьями ребенка. Методист делится авторской системой игровых заданий, которую уже 20 лет с успехом применяют педагоги школы интеллектуального развития «Супермозг».
«Летидор» познакомился с книгой и публикует отрывок о том, на что важно обратить внимание, когда родитель только начинает учить малыша азам чтения.
Чтение — сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка.
Иногда родители заставляют своего ребенка зубрить по порядку. Причем он запоминает именно названия букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают.
Такой подход признан неэффективным.
Чтобы ребенок быстрее начал читать, сначала нужно его научить слышать и произносить звуки. Обычно знакомят с гласными звуками, затем осваивают несколько распространенных согласных — «м», «п». И сразу переходят к соединению звуков в слоги и простые слова: «мама», «папа» и другие.
Можно взять звуки, с которых начинаются имя ребенка или окружающие его предметы.
Если знакомить только с буквами, то ребенок не сможет соединить их в слоги и произнести, возникнет так называемое побуквенное чтение: «эм» + «а», «эм + а».
Аналогичные трудности возникают и на этапе соединения слогов в слова — послоговое чтение. Основная причина — неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи.
Исправить ситуацию помогут такие упражнения, как пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами.
Еще одна проблема: ребенок переставляет слоги, неправильно читает, путает. В этом случае отрабатываем навык слияния слогов, используем слоговые таблицы, причем как с открытыми (согласный + гласный), так и с закрытыми слогами (гласный + согласный).
Ребенок может заменять буквы при чтении. Это связано с тем, что изначально буквы не были хорошо изучены, он их просто путает. Помогут упражнения, нацеленные на анализ формы буквы: на что похожа, во что можно превратить. Эффективен подбор слов, начинающихся на эту букву (звук).
Через образы понимание и запоминание придут быстрее.
Часто проблема в том, что ребенок, да и взрослый, не видит слова целиком и придумывает окончания, особенно в длинных словах. Срабатывает случайная смысловая догадка. В этом случае нужно расширять поле зрения.
И здесь поможет работа с таблицей Шульте. Замечательно зарекомендовало себя задание, основанное на игре в прятки. Вы то открываете, то закрываете «шторкой» (листом бумаги, открыткой и так далее) слоги, слова, столбики слогов и слов, отрывки текста. Задача ребенка состоит в том, чтобы увидеть слово целиком, понять и правильно его произвести. Так как времени дается очень мало (1-2 секунды), то начинаем сначала с коротких слов, которые состоят из трех-четырех букв, и только потом постепенно увеличиваем количество букв в словах.
Иногда ребенок читает так, как пишется, то есть использует орфографическое чтение. Это связано с тем, что его не научили правильно произносить звуки и узнавать буквы, слова.
Чаще играйте со словами. Например, показывайте карточку с картинкой и подписью, как рекомендуется в методике Глена Домана: зимний пейзаж и слово «мороз».
У ребенка должно сложиться четкое представление и образ слова.
Больше полезных советов о том, что делать, когда ребенок пропускает строчки и теряет слова, не может прочитать длинные слова целиком, все время читает слово по 2 раза и о многом другом вы найдете в книге «Скорочтение для детей: от азов до уверенного чтения».
Фото: Shutterstock/VOSTOCK