5 главных трендов мирового образования в 2020 году
© VOSTOCK
Что интересного произойдет в 2020 году? Появится ли технологичная замена партам, доскам и учителям? Эксперты компании STAR Academy на примере зарубежного обучения рассмотрели, какие направления будут развиваться в новом году.
Обучение навыкам осознанности с детства
Поведенческие и эмоциональные расстройства стали эпидемическими в разных странах. Тревога, депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируются у школьников чаще, чем когда-либо.
Каждый день дети и подростки изо всех сил пытаются понять, как вписаться в этот сложный и быстро меняющийся мир, одновременно борясь с такими вещами, как сильное давление в школе, буллинг или проблемы дома. И это на фоне социальных сетей, которые транслируют яркую и успешную жизнь сверстников.
Исследование, проведенное по заказу британской Национальной службы здравоохранения в 2017 году, показало, что каждый восьмой ребенок в Англии 5-19 лет страдал по крайней мере от одного психического расстройства.
В итоге в начале 2019 года британское правительство объявило о старте нового экспериментального проекта.
В 370 английских школах ученики начали практиковать уроки осознанности, участвуя в исследовании по улучшению психического здоровья молодежи.
Они работают с экспертами и изучают медитацию, техники релаксации и дыхательные упражнения, чтобы научиться самостоятельно регулировать свои эмоции.
Осознанность повышает спокойствие, уменьшает депрессию и помогает бороться с беспокойством. По словам доктора Джессики Дейтон из University College London, которая возглавляет государственные испытания, такие уроки помогут не просто чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но и подготовят детей к сложностям дальнейшей жизни.
Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) на уроках
Технологии виртуальной и дополненной реальности находятся сейчас на пике развития. По прогнозам аналитической компании IDC, рынок достигнет 5,5 млрд долларов в 2023 году.
Многие из наработок успешно применяются в сфере образования. Преподаватели и студенты изучают различные дисциплины с помощью устройств с поддержкой AR и VR.
Благодаря образам, звукам и эффекту погружения усвоение информации только ускоряется.
Уже реализовано много идей. В американском городе Данверсе есть пять небольших начальных школ, а переход в среднюю школу в новое огромное здание — стресс для юного ученика.
Чтобы школьники изучили место заранее, в обстановке с низким уровнем стресса, для них создали виртуальную экскурсию: тур по классным комнатам и коридорам.
Школа St. John’s School в Бостоне использует виртуальную реальность для создания впечатлений. Ученики катаются на американских горках, гуляют в парке развлечений, водят машину — и это из стен школьной библиотеки.
Ребята из Mendel Grammar School в Чехии, используя контроллеры VR, проводят биологические и химические эксперименты. К примеру, проникают внутрь человеческого глаза и манипулируют его частями, чтобы понять, как они работают.
Ирландская школа Gaelscoil Eoghain Ui Thuairisc school воссоздает исторические места с помощью программного обеспечения для трехмерного моделирования.
А британский вуз University of Westminster создает виртуальное пространство для студентов-криминалистов, в котором они охотятся за уликами, чтобы раскрыть преступление.
Противоположный путь — отказ от гаджетов
Пока одни учебные заведения вводят все больше технологий в повседневную школьную жизнь, другие стараются поддерживать цифровой детокс.
В 2018 году языковой провайдер ILAC запустил в своих центрах в Торонто и Ванкувере пилотный проект Zero-Tech. Следуя по стопам цифровых гигантов, таких как Apple и Facebook, которые признают опасность чрезмерного зависания в экранах, ILAC просит студентов и преподавателей отключиться от сети. И речь идет не только о мобильных телефонах — никаких умных досок и ноутбуков.
Использование гаджетов в классе отвлекало от учебы и эмоционального развития, снижало успеваемость и удовлетворение учащихся от занятий.
По словам Джонатана Колбера, соучредителя ILAC, студенты приезжают в Канаду, чтобы познакомиться с языком и культурой через погружение в среду носителей.
Запуск проекта преследовал две четкие цели — улучшить результаты в освоении английского языка и укрепить человеческие связи.
Учителя были активными сторонниками пилотного проекта и сразу заметили, что отказ от телефонов привел к улучшению внимания и повышению общения с другими учениками. Учащиеся рассказали, что чувствуют себя более энергичными, и описали свой опыт уроков без технологий, как «расслабленный», «крутой», «хороший», «сфокусированный», «серьезный», «веселый», «счастливый».
Большее углубление в проектное обучение
Прошли те времена, когда ученики пассивно сидели за партами, а учителя бесконечно читали лекции, ожидая, что дети впитают в себя теоретическую информацию.
Сегодня в образовательной среде студенты должны сотрудничать, критически мыслить и работать вместе для разработки проектов и поиска ответов на сложные вопросы.
Метод проектного обучения появился еще в прошлом столетии, но, пожалуй, именно сейчас приобретает глобальные формы.
В России он применяется в отдельных школах и более широко в частных учреждениях дополнительного образования.
Проектное обучение (PBL — Project Based Learning) позволяет учителям познакомить школьников с новой информацией и развить навыки, необходимые в XXI веке, а учащимся — взаимодействовать с программой увлекательным и аутентичным способом.
Закодировать робота с помощью собственного телефона, помочь местным предпринимателям повысить экологическую устойчивость и сократить отходы, написать и выпустить собственную книгу — для каждой дисциплины в зарубежной школе предусмотрена активная проектная работа.
Например, в американской The Athenian School студенты для предмета «Инженерный дизайн» вручную собирают действующий самолет, где все, от заклепок до оформления кабины двигателя, дети делают под руководством преподавателя. После завершения проекта самолет продают населению.
Ребенок находит практическое применение своих теоретических знаний математики и физики и остается вовлеченным в процесс на протяжении всего времени.
Появление роботов-учителей в классах
Роботы все чаще используются за рубежом для обучения студентов в классе, особенно по естественным наукам, математике и языкам. Пока они больше применяются в качестве инструментов, а не самостоятельных единиц.
Человекоподобный робот Робин — часть европейского исследовательского проекта, целью которого было научить маленьких детей второму языку (английскому) с помощью социальных роботов. За два года в исследовании участвовали 208 говорящих на голландском языке дошкольников 4-6 лет.
За 7 занятий они выучили 34 английских слова и продемонстрировали, что роботы могут эффективно и в игровой форме обучать новым словам.
А некоторые — и работать с детьми с особыми потребностями. Например, робот Каспар, похожий на куклу, помогает учителям и родителям поддерживать ребят, страдающих аутизмом или другими проблемами в общении. Хотя его призрачный внешний вид может показаться жутким, Каспар был намеренно разработан с минимально выразительным лицом, потому что у детей-аутистов часто возникают проблемы с чтением мимики и интерпретацией тонов голоса.
Перечисленные выше тренды в образовании — лишь одни из немногих. Технологии — в руках несовершеннолетних. Они используют их с раннего детства и быстро адаптируют свой образ жизни под них. Поэтому учебные заведения и образовательные подходы тоже должны быстро реагировать на меняющиеся условия мира.
Фото: VOSTOCK, herts.ac.uk