5 элементарных игр в мяч, которые мы недооцениваем
© Shutterstock/VOSTOCK
Мы так торопимся загрузить ребенка с пеленок развивающими карточками, иностранными языками и книгами, что совсем забываем об обычных игрушках, вроде мяча, прыгалок и прочих, которые являются не менее ценными развивающими инструментами для дошкольников.
Возьмем, например, мяч. К сожалению, родители малышей далеко не всегда считают его полезной игрушкой. Более того, некоторые родители считают игры с мячом опасными. Вероятно, из-за того, что мяч может выкатиться на проезжую часть или прилететь в стекло соседям.
Им кажется, что занятия по обучающим пособиям будут иметь гораздо больший эффект, чем беготня во дворе с мячиком.
Вместе с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Надеждой Грамотько и дефектологом Еленой Кокиной «Летидор» разбирается, правда ли мяч — бесполезная игрушка, как считают современные родители.
Для начала давайте перенесемся в наше детство и вспомним, как много активностей мы придумывали, имея самый простой мяч.
Игры с ним всегда были увлекательными и веселыми.
А еще, играя в мяч, мы, сами того не понимая, решали множество задач. Например: развивали общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, тактильное восприятие, коммуникативные навыки (от контакта глаз до обращения по имени и совместной игры), внимание, память, произвольность, саморегуляцию и многое другое.
Часто родители приходят и говорят: «Нашему ребенку 3 (4) года, а ему не нравится заниматься. Караул! Он не может усидеть на месте и полчаса».
А мы говорим: «Играйте с ребенком! Играйте в мяч!»
Мы играем с детьми и взрослыми в мяч уже много лет. Результат виден и ощутим. Поначалу дети 4-5 лет не только не могли поймать мяч, но не могли даже отследить траекторию его движения. Некоторые дети пытались поймать мяч, но движения их рук были настолько не скоординированы, что мяч летел в одну сторону, а ребенок подавался в другую. Им было трудно направлять мяч. Ни один дошкольник поначалу не пытался догнать и поднять мяч. Катать мяч и закатывать мяч руками или ногами в цель (например, в тоннель или в арку) им тоже было сложно.
Видя, насколько у детей не развита общая моторика, мы стали включать игры с мячом в каждое занятие.
Поэтому, исходя из нашего опыта, мы рекомендуем каждому родителю играть в мяч дома и на улице. Причем начинать эти игры можно с того момента, когда малыш научился самостоятельно сидеть (и это не самый ранний опыт знакомства с мячом).
Мы подготовили для вас несколько игр, которые могут показать вам очень простыми. Но, поверьте, каждая из них решает определенную задачу развития.
Игра первая
Протягиваем мяч малышу, сопровождая словами: «Держи мяч!» Малыш тянет ручки и берет мяч. Исследует (трогает, гладит, тянет в рот). Хорошо, если мячи будут разными по размеру, фактуре, температуре и тяжести.
Просим малыша: «Дай мяч!»
В чем польза: ребенку весело, интересно, он учится узнавать (исследовать) объекты окружающего мира, формируются представления о родном языке, понимание обращенной речи, тактильный и зрительный контакт, развивается сенсорное восприятие и т.д.
Игра вторая
Ребенок сидит в стульчике для кормления и роняет с него предметы? Это отличный повод поиграть с ним в мяч.
Даем ребенку в руки мяч. Он бросает его вниз и наблюдает, как он падает, подпрыгивает, катится. Мама (папа) поднимает и отдает мяч малышу: «Держи мяч!»
В чем польза: развитие зрительного внимания (возможности и умения прослеживать глазами траекторию движения мяча), эмоциональный контакт с родителем, формирование предпосылок к развитию речи, формирование способности удерживать мяч и отпускать его.
Игра третья
Купание. Чем не повод поиграть в мяч? Ребенок сидит в ванночке (или большой ванне с малым количеством воды — не выше нижней части груди). Малышу вновь можно предложить разные мячи (резиновый, теннисный). Мяч не тонет в воде. Если его опустить до дна и там отпустить — это очень весело.
Игра четвертая
В ванночке (или ванне) несколько мячиков не крупного размера (каждый помещается в одну ручку ребенка). Ребенок с мамой ловит мячики в воде и собирает в миску/тазик/детское ведерко.
В чем польза: развитие точности движений рук, развитие тактильного восприятия, эмоциональный контакт, формирование способности к удержанию мяча одной рукой, развитие координации движений в воде, развитие познавательного интереса (способности к исследованию новых свойств объектов).
Игра пятая
Ребенок сидит на полу (на твердой поверхности). Мама садится напротив, катит малышу мяч и говорит: «Лови!» Ребенок смотрит на прикатившийся мяч, берет его в руки и исследует (изучает, удерживает, ощупывает, наблюдает за движениями мамы и т.д.).
В чем польза: удержание позы сидя, формирование навыка удержания мяча двумя руками, прослеживание траектории движения мяча (глазодвигательное восприятие), формирование предпосылок к развитию совместной предметно-действенной игры.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK