Опубликовано 17 августа 2020, 00:30

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

Вместе с учеными разбираем, казалось бы, простые вопросы школьников, которые поставят в тупик любого взрослого.
5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Depositphotos

13 сентября Политехнический музей запускает новый семестр Университета детей, где школьники 7-14 лет вместе с микробиологами, физиками, химиками и другими учеными будут искать ответы на простые (и не очень) вопросы ребят. На встречах дети не слушают скучные лекции, а экспериментируют, исследуют мир и углубляют свои знания в самых разных областях.

Мы попросили ученых озвучить несколько самых интересных детских вопросов, которые они когда-либо получали на встречах, и дать на них ответ.

Почему у человека сердце одно, а уха два?

Отвечает Ольга Григорьева, научный сотрудник МНОЦ МГУ, кандидат биологических наук

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Freepik

Когда-то животные превратились из существ со множеством осей симметрии в двусторонних для того, чтобы можно было двигаться быстрее. Большинство органов у них стали парными, и количество этих пар в ходе эволюции сокращалось, пока у высокоразвитых животных, в том числе человека, не осталось по одной паре.

Некоторые органы так и вовсе остались в одном экземпляре.

Сердце человека в процессе эмбрионального развития срослось из двух половинок, поскольку оно потребляло очень много энергии, два сердца организму было бы сложно «прокормить». А вот парные органы дают больше эффективности и страховку на случай утери одного из них.

Например, два уха позволяют нам очень точно оценивать направление звука и в случае необходимости избежать опасности.

Почему фольгу нельзя класть в микроволновку?

Антон Свирида, физик, участник лаборатории «Центр Фотохимии РАН»

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Depositphotos

Внутри микроволновки излучаются электромагнитные волны. Электромагнитные волны по-разному воздействуют на различные вещества. Они заставляют молекулы некоторых веществ двигаться и ударяться друг о друга. Такие вещества нагреваются. Например, вода, которая есть в составе продуктов.

А вот парафин относится к другому типу, свеча в микроволновке практически не тает.

Пищевая фольга – это просто тонкий лист алюминия. В металлах электромагнитные волны создают электрический ток.

То есть с фольгой в микроволновке происходит почти то же, что и с лампочкой, подключенной к сети.

Когда ток течет через фольгу, она не просто нагревается, а плавится и горит. И очень быстро, потому что ток большой, а фольга тонкая.

Хуже всего в микроволновке приходится тарелкам с позолоченными рисунком, ведь позолота примерно в 100 раз тоньше обычной фольги и нагревается моментально.

Зато с массивным металлическим объектом, вроде ложки, за небольшое время ничего страшного не произойдет.

Почему внутри резинового мячика остается воздух? Как его надувают, в нем же нет затычки?

Максим Иванов, химик, физик, консультант Политехнического музея

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Freepik

Чтобы было понятнее, начнем с воздушного шарика. Его мы надуваем просто ртом, но почему это получается? Потому что воздух перемещается из области высокого давления в область низкого. Мы набираем полную грудь воздуха и выдуваем его в ротовую полость, где места меньше. Молекулам воздуха там становится тесно, а в шарике полно свободного места, и они «перебегают» по горлышку туда.

Но в надутом шарике меньше места, чем снаружи в комнате, например. Чтобы молекулы не «сбежали» и шарик не сдулся, нужно завязать горлышко.

Мячик должен быть абсолютно круглым. Поэтому отверстие там совсем крошечное и без горлышка, а надувают его насосом.

Он устроен как шприц: вы набираете воздух в цилиндр, сдавливаете его поршнем, и молекулы «перебегают» в полую иглу.

Проще увидеть, если наполнить шприц водой. Такую иглу вставляют в отверстие мячика и закачивают воздух через него.

Чтобы воздух не выходил, в этом отверстии есть клапан. Он похож на дверь: если давить снаружи – открывается, а если изнутри – закрывается еще плотнее. Воздух давит изнутри мяча, запирая клапан, и не может выйти.

Почему не падает самолет?

Дина Василова, физик, инженер-методист Фаблаба Московского Политеха, консультант Политехнического музея

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Freepik

Если запустить в воздух бумажный самолетик, он будет парить некоторое время, а потом упадет. Есть две причины, по которым наши самолеты летят и не падают.

Во-первых, благодаря своей форме самолет парит в воздухе. Крылья выпуклые сверху и плоские снизу, поэтому набегающий под крыло воздух давит на них снизу, поддерживая и создавая такую воздушную подушку.

Люди придумали это, наблюдая за парящими птицами. Вы тоже можете присмотреться к орлам, чайкам или даже воронам иногда. Они ловят воздушное течение и будто лежат на воздухе, при этом крылья выгнуты вверх, как купол параплана.

Конечно, дольше всего это получается у птиц с большими крыльями.

Во-вторых, самолет должен все время двигаться с определенной скоростью. Иначе воздух перестанет набегать на крыло, и он упадет. Тот же параплан позволяет просто затормозить падение и плавно спускаться, ловя воздушные течения. А птицы периодически машут крыльями, чтобы остаться «на плаву».

А самолет набирает высоту и двигается вперед за счет двигателя.

Почему в разных странах говорят на разных языках?

Матвей Курзуков, аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ

5 детских «почему», на которые взрослые не знают ответ (и вы тоже!)

© Freepik

Когда-то все люди, которые жили на нашей планете, говорили на одном языке. Может, таких праязыков было несколько — пока мы не можем точно сказать. Племена и народы расселялись, и контакты с соседями уменьшались или полностью сходили на нет.

Люди, потомки которых сейчас живут в разных странах, с каждым поколением говорили на языке, всё больше отличающемся от самого древнего варианта. Звуки, морфемы, правила составления предложений менялись.

Со временем языковых изменений накапливалось столько, что люди, населявшие разные территории, могли уже совсем не понимать друг друга.

Для решения этой проблемы приходится учить языки соседей или использовать удобный для всех другой язык. Для России и стран бывшего Советского Союза это русский, для всего мира — английский язык. Такие языки, которые люди в разных странах используют для общения друг с другом, но не между собой, лингвисты называют лингва франка.

Фото: Depositphotos, Freepik

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!