4 способа дать ребёнку образование вопреки школе
Редактор онлайн-школы «Фоксфорд» Соня Самсонова — о том, как помочь ребёнку стать успешным вопреки школе, которая почти не изменилась за последние 30 лет.
Тайный учебный план
Мы хотим, чтобы в школе дети узнали новое, стали увереннее и самостоятельнее. Удивительно, но сами родители вынесли из школы то, что не заявлено в учебном плане.
«Мой школьный опыт — не типичный для большинства опыт... Я пил, курил, употреблял всякую гадость и не ходил в школу…» (Сергей, 40 лет, педагог)
«Если в шутку, то я окончила школу со сколиозом, миопией и серебряной медалью. Но если рассматривать свои ожидания от учебы, то учиться научилась, применять знания — думаю, да, самоорганизовываться — да (вопрос, в школе ли дело?), дружить научилась позже, интересы и хобби тоже открыла в себе позже». (Александра, 30 лет, многодетная мама)
«Уверенность в том, что чтобы меня любили, я должна достигать результатов, которых достичь невозможно. Самооценку ниже плинтуса, депрессию, апатию и неспособность строить отношения с парнями. Ранний секс. Алкоголь и курение». (Валерия, 32 года, руководитель отдела в энергетической компании)
«Не хочешь быть работягой физически, будь зубрилкой и хорошо учись. Создай имидж пай-девочки — и учителя твои». (Марина, 38 лет, кандидат наук, руководитель диагностического центра)
«Ещё в школе у меня сформировалось убеждение: нехорошие люди всегда в большинстве. И поэтому я всегда вдалеке от официальной точки зрения, от всеобщего одобрения, от политики партии и массового народного ликования». (Глеб, 45 лет, менеджер по ключевым клиентам в сфере информационных технологий)
Этих уроков не было в школьной программе, но люди их усвоили. Нынешние родители, успешные профессионалы, знали и спряжения глаголов, и теорему Пифагора, и правило буравчика, но запомнили на всю жизнь другое.
Они не сохранили здоровье, не разобрались в своих интересах, не научились строить отношения со сверстниками, но надеются дать эти умения своим детям, как будто школа стала другой. Но это не так.
Тридцать лет реформы и модернизация касались видимой части российского образования. Закон предписывает учить детей читать, считать, писать, критически мыслить и владеть информационными технологиями. Учителя должны воспитывать детей патриотами — и в то же время свободными личностями.
Но есть и неофициальная часть образовательной программы — «скрытое учебное содержание».
О скрытом содержании образования исследователи впервые заговорили в 1968 году благодаря наблюдениям американских исследователей. В одной из первых книг на эту тему профессор Филип Джексон обобщил главные факторы скрытого учебного плана.
Основными силами школы автор назвал толпу, похвалу и власть.
Благодаря постоянному действию трёх сил школьная система невольно и неофициально учит своих подопечных, что:
•важен не человек, а коллектив — толпа ,
•важно то, как тебя оценивают другие, — стремись получить похвалу,
•не важно, что ты хочешь, молчи и делай, что положено, — подчиняйся власти лидеров группы, учителей и администрации.
В школу пришли интерактивные доски и робототехника, но принципы системы остались прежними: 30 детей сидят затылок в затылок, поднимают руку, чтобы выйти в туалет, а звонок — для учителя.
Обеспеченные родители отдают детей в частные школы или переводят на семейное образование. Но даже если ваш отпрыск ходит в школу по месту жительства, выход есть.
Как дать ребёнку лучшее вопреки школе
Для начала ответьте на вопрос: «Что я хочу, чтобы мой сын или дочь знали, умели и понимали по окончании 11 класса?» Ребёнку, особенно если он уже окончил начальную школу, тоже предложите подумать о целях своего образования. Составьте и согласуйте свои списки ожиданий.
В готовом перечне объедините результаты в группы: учебные знания, мягкие навыки, образ жизни, личность и характер.
Учебные знания
Когда ребёнок уже окончил несколько классов, вы представляете себе уровень преподавания. Если хотите усилить подготовку по отдельным предметам, выберите научный клуб или олимпиадный курс для ребёнка.
Если учёба вас устраивает, переходите к следующим пунктам.
Мягкие навыки
Так называют умения, которые не зависят от конкретного школьного курса. К ним относятся работа в команде, критическое мышление, информационная компетентность и способность разрешать конфликты. Редкий учитель владеет этими навыками, поэтому лучше записать ребёнка на тренинг общения, который проведёт психолог. Работать в команде дети научатся в секции или кружке, где требуется распределение ролей, совместное планирование и представление результатов труда. Подойдут научный, театральный, танцевальный, инженерный кружок или мультстудия.
Образ жизни
Родители — первые и главные воспитатели своих детей. Если вы отдыхаете у телевизора с тарелкой бутербродов, никакая школа не поможет, только личный пример. Так что надевайте лосины — и бегом на пробежку.
Хотите вырастить любознательного человека — читайте сами, а выходные проводите на выставках.
Личность и характер
К 7-8 годам завершается основной этап развития ребёнка. Воспитание окончено, и авторитет родителей уходит на второй план. Чтобы образцом для подражания ребёнка не стал один из популярных, но несмышлёных сверстников, «передайте» его достойному наставнику.
Наставник — это взрослый профессионал, который восхищает и воодушевляет. Им может стать тренер в секции туризма, школьный учитель литературы, который ведёт кружок журналистики, или друг семьи, в фирме которого ваш отпрыск подрабатывает на каникулах.
От наставника ребёнок перенимает отношение к себе, к жизни, к своему делу и другим людям.
Поэтому так важно выбрать достойного человека на эту роль и убедиться, что ребёнок воспринял наставника как значимого взрослого.
Школа сильна своими учителями, которые формируют багаж выпускников. Чтобы дать ребёнку хорошее образование, окружите его правильными людьми. Позвольте ребёнку выйти за рамки школы, которая не отвечает вашим чаяниям.
Фото: Shutterstock.com