3 главные ошибки родителей, из-за которых у ребенка плохо развивается речь
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Логопед Анастасия Сперанская разбирает три самые распространенные причины, из-за которых у ребенка происходит задержка речевого развития.
Все мы с вами знаем, что речью владеют только люди. Даже обезьяны, которые способны осознавать себя и частично овладевать жестовой речью, не могут пользоваться ею так, как это делаем мы. Их мозг просто не способен к такому виду деятельности.
Что же такое речь и почему мы можем говорить?
Многие ученые утверждают, что речь — средство коммуникации, однако я вслед за доктором биологических наук, нейролингвистом Татьяной Черниговской придерживаюсь другого мнения:
речь — это средство организации нашего мышления.
Именно поэтому специалисты изучают речь и мышление в паре, а также призывают внимательнее относиться к нарушениям речи. Ведь если ими не заниматься, это может стать одной из причин нарушений интеллекта.
И мышление, и речь относятся к высшим психическим функциям. За них отвечают зоны так называемого кортикального мозга (кора головного мозга). И если они не сформированы или работают неправильно, то проблем с речью не избежать.
Я расскажу о нескольких важных (и не всегда очевидных для родителей) моментах, которые могут незаметно сказаться на развитии речи ребенка.
Молчаливость родителей
Если родители молчаливые в силу характера или своих особенностей (например, немоты), мозг младенца не получает достаточно «речи» для обработки и «выявления закономерностей».
Если у вас есть возможность, обязательно лопочите, сюсюкайте с малышом, пойте ему песенки и потешки, комментируйте все, что происходит вокруг.
Помните, что вы это делаете не просто так, это развивает его речь.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Излишняя говорливость родителей
Другая крайность в речи родителей также может негативно сказаться на речи ребенка. Иногда на улице можно услышать: «Дорогой, тебе не холодно?», «Может быть, тебе жарко? Давай? Нет, не хочешь? Ну хорошо», «Хочешь пить? Есть? Игрушку? Тебе скучно?» и так далее — нет конца мамским щебетаниям.
Можно понять ее чувства — она стремится обеспечить своего ребенка комфортом, но вместе с тем отнимает у него возможность самому понять, холодно ему или жарко, и попросить, например, снять шапку (то есть вступить в коммуникацию) или снять ее самому (то есть получить опыт), а это, думаю, не то чего хочет мама в этот момент.
Опыт коммуникации с другими, а также опыт любых, даже самых простых действий — основа развития нервной системы ребенка и формирования его личности.
Поэтому есть несколько простых правил, как разговаривать с ребенком:
-
Если речь идет о регуляции поведения — подумайте, будет ли плохо ребенку от того, что он делает или он просто получит новый опыт? Если он просто упадет или испачкается, то не останавливайте его, ребенок должен учиться взаимодействовать в том числе и с опасностью.
-
Если вы хотите что-то предложить ребенку, сделайте это только один раз и уважайте его ответ, даже если это ответ «нет». «Ты будешь сок?» — «Нет». Все. Даже если вы знаете, что через пять минут он захочет сок, то пусть придет и попросит.
-
Если ребенок вам что-то рассказывает, выслушайте его, даже если это рассказ о палке, которую он нашел на улице.
- Постарайтесь задавать открытые вопросы, ответом на которые будет не только «да» или «нет».
-
Постарайтесь больше спрашивать об опыте ребенка и его эмоциях, а не о фактах. «Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе?» вместо «Какие оценки ты получил?», «Вау! Как ты это придумал?» вместо «Что ты тут сделал?», «Как ты относишься к …?» вместо «Расскажи об…».
-
Постарайтесь (понимаю, иногда это бывает очень сложно) давать ребенку положительные отклики на все, что он вам рассказывает, формируйте его положительную самооценку, ведь ее можете сформировать вы или психотерапевт в будущем. Лучше, если это будете вы.
Кажется, что все описанные рекомендации довольно далеки от коррекции речи, но на самом деле развитие речи складывается из таких мелочей.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Недостаточность сенсорного опыта
Это еще одна причина, которая может привести к задержке развития речи.
Нервная система человека настроена на получение сенсорного опыта (обоняние, проприорецептивная, вестибулярная, зрение, слух, осязание, вкус), а если она не получает его, то начинает барахлить.
Если в формировании нервной системы возникают проблемы, это автоматически сказывается на речи.
Пожалуйста, не ограничивайте сенсорный опыт детей. Им важно исследовать мир, познавать его, коммуницировать с ним.
Ограничивать можно только в одном случае: когда ребенок может нанести себе вред (например, игра с ножом), но если малыш хочет идти по бордюру или покататься на карусели, а вы его останавливаете, то вы лишаете его возможности получить бесценный опыт для развития вестибулярной системы.
Фото: Shutterstock.com