3 главные ошибки родителей, из-за которых у ребенка плохо развивается речь
Логопед Анастасия Сперанская разбирает три самые распространенные причины, из-за которых у ребенка происходит задержка речевого развития.
Все мы с вами знаем, что речью владеют только люди. Даже обезьяны, которые способны осознавать себя и частично овладевать жестовой речью, не могут пользоваться ею так, как это делаем мы. Их мозг просто не способен к такому виду деятельности.
Что же такое речь и почему мы можем говорить?
Многие ученые утверждают, что речь — средство коммуникации, однако я вслед за доктором биологических наук, нейролингвистом Татьяной Черниговской придерживаюсь другого мнения:
речь — это средство организации нашего мышления.
Именно поэтому специалисты изучают речь и мышление в паре, а также призывают внимательнее относиться к нарушениям речи. Ведь если ими не заниматься, это может стать одной из причин нарушений интеллекта.
И мышление, и речь относятся к высшим психическим функциям. За них отвечают зоны так называемого кортикального мозга (кора головного мозга). И если они не сформированы или работают неправильно, то проблем с речью не избежать.
Я расскажу о нескольких важных (и не всегда очевидных для родителей) моментах, которые могут незаметно сказаться на развитии речи ребенка.
Молчаливость родителей
Если родители молчаливые в силу характера или своих особенностей (например, немоты), мозг младенца не получает достаточно «речи» для обработки и «выявления закономерностей».
Если у вас есть возможность, обязательно лопочите, сюсюкайте с малышом, пойте ему песенки и потешки, комментируйте все, что происходит вокруг.
Помните, что вы это делаете не просто так, это развивает его речь.
Излишняя говорливость родителей
Другая крайность в речи родителей также может негативно сказаться на речи ребенка. Иногда на улице можно услышать: «Дорогой, тебе не холодно?», «Может быть, тебе жарко? Давай? Нет, не хочешь? Ну хорошо», «Хочешь пить? Есть? Игрушку? Тебе скучно?» и так далее — нет конца мамским щебетаниям.
Можно понять ее чувства — она стремится обеспечить своего ребенка комфортом, но вместе с тем отнимает у него возможность самому понять, холодно ему или жарко, и попросить, например, снять шапку (то есть вступить в коммуникацию) или снять ее самому (то есть получить опыт), а это, думаю, не то чего хочет мама в этот момент.
Опыт коммуникации с другими, а также опыт любых, даже самых простых действий — основа развития нервной системы ребенка и формирования его личности.
Поэтому есть несколько простых правил, как разговаривать с ребенком:
-
Если речь идет о регуляции поведения — подумайте, будет ли плохо ребенку от того, что он делает или он просто получит новый опыт? Если он просто упадет или испачкается, то не останавливайте его, ребенок должен учиться взаимодействовать в том числе и с опасностью.
-
Если вы хотите что-то предложить ребенку, сделайте это только один раз и уважайте его ответ, даже если это ответ «нет». «Ты будешь сок?» — «Нет». Все. Даже если вы знаете, что через пять минут он захочет сок, то пусть придет и попросит.
-
Если ребенок вам что-то рассказывает, выслушайте его, даже если это рассказ о палке, которую он нашел на улице.
- Постарайтесь задавать открытые вопросы, ответом на которые будет не только «да» или «нет».
-
Постарайтесь больше спрашивать об опыте ребенка и его эмоциях, а не о фактах. «Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе?» вместо «Какие оценки ты получил?», «Вау! Как ты это придумал?» вместо «Что ты тут сделал?», «Как ты относишься к …?» вместо «Расскажи об…».
-
Постарайтесь (понимаю, иногда это бывает очень сложно) давать ребенку положительные отклики на все, что он вам рассказывает, формируйте его положительную самооценку, ведь ее можете сформировать вы или психотерапевт в будущем. Лучше, если это будете вы.
Кажется, что все описанные рекомендации довольно далеки от коррекции речи, но на самом деле развитие речи складывается из таких мелочей.
Недостаточность сенсорного опыта
Это еще одна причина, которая может привести к задержке развития речи.
Нервная система человека настроена на получение сенсорного опыта (обоняние, проприорецептивная, вестибулярная, зрение, слух, осязание, вкус), а если она не получает его, то начинает барахлить.
Если в формировании нервной системы возникают проблемы, это автоматически сказывается на речи.
Пожалуйста, не ограничивайте сенсорный опыт детей. Им важно исследовать мир, познавать его, коммуницировать с ним.
Ограничивать можно только в одном случае: когда ребенок может нанести себе вред (например, игра с ножом), но если малыш хочет идти по бордюру или покататься на карусели, а вы его останавливаете, то вы лишаете его возможности получить бесценный опыт для развития вестибулярной системы.
Фото: Shutterstock.com