В финских школах перестанут изучать предметы
Новый учебный план, составленный для школ Финляндии, больше не предусматривает разделения на предметы. Вместо них вводятся «тематические блоки» или «изучение феноменов», как называют их финны. Цель реформы – показать детям, что школьные знания имеют прямое отношение к реальной повседневной жизни.
До 2020 года вся школьная система Финляндии должна быть перестроена в соответствии с новыми принципами. Пока же тематическим занятиям посвящается несколько недель в год. Так, в одной из школ изучается тема «Гастрономия»: ученики осуществляют бухгалтерские подсчеты, развивают речь в общении с клиентами ресторанов и пишут письма в государственные органы. В другой рассматривается феномен «ЕС»: дети изучают историю стран-членов организации, обсуждают политические вопросы и тренируются говорить на иностранных языках. Один из вариантов программы для учеников младших классов объединяет два предмета английский язык и географию в тему «Погода»: занятие проходит на английском языке, на доске – карта Европы, задача – сравнить погодные условия различных стран.
Очевидно, что новая система предполагает совершенно новый педагогический подход, и сначала вызвала в рядах преподавателей волну возмещения. Однако после курсов повышения квалификации многие пересмотрели свою позицию. Кстати, обучение на данный момент прошли около 70 процентов педагогов. И тем из них, кто уже начал работать по новой системе, подняли зарплату.