Удовольствие быть неправильным
Удовольствие быть неправильным
На свете придуманы тысячи правил, и с самого рождения мы учим детей их соблюдать. Чистить зубы, не трогать горячие кастрюли на плите, не обижать животных, переходить дорогу на зеленый свет – дня не хватит, чтобы перечислить, как много на свете необходимых «надо» и «нельзя». И спору нет: правила, которые касаются личной безопасности и безопасности других людей, должны соблюдаться беспрекословно.
Но есть на свете вещи, которые так и тянет делать наоборот. Почему дети так любят Карлсона, который без зазрения совести нарушает правила и делает это, используя не самые честные способы? Да потому, что у маленьких детей есть большая потребность смеяться, шалить, веселиться, пробовать перевернуть мир вверх тормашками, чтобы убедиться: все-таки будет лучше, если мир устоит на ногах.
Дети интуитивно понимают, что Карлсон – не пример для подражания: не очень-то хорошо взрывать паровые машины, обманом выманивать шоколадки и все время хвастаться. Но лучшего партнера для игр не сыскать – с таким неунывающим другом тебя всегда ждет что-то интересное.
Нежданные-негаданные радости
Удивительное дело: вы посещали школу по шесть дней в неделю на протяжении десяти лет. А душу греет особенное воспоминание, как однажды субботним утром мама объявила, что сегодня внеплановый выходной, и вы всей семьей поедете в зоопарк. Сколько было счастья: весеннее тепло, первый день без шапки, сахарная вата, петушок на палочке и фотографирование зверей. Это случилось всего один раз за раннее детство, но запомнилось на всю жизнь как захватывающее приключение.
Большинство родителей стараются обеспечить детям соблюдение режима дня. А сами дети только и ждут, к примеру, новогодней ночи, чтобы после боя курантов быть на ногах, то и дело подбегать к столу за вкусной едой, жечь бенгальские огни и ходить на елку в парк. А недавно появилась новая традиция не спать – ночь в музеях. Ночной визит в музей вызывает у детей самые неожиданные и приключенческие ассоциации и служит дополнением к полезному делу – приобщению детей к искусству.
А как насчет того, чтобы разрешить съесть десерт перед основным блюдом? Сладкое перебьет аппетит? Но, например, представители некоторых восточных культур с этим бы не согласились: там детям издавна давали сладости перед основной едой. Так почему бы и нам не отступить от принципа и не установить на один день новый порядок блюд?
А устроить домашний пикник на ковре вместе привычного обеда за столом? Недавно во время ремонтных работ в кухне мы расстелили скатерть на полу в другой комнате, уставили новоявленный «стол» тарелками с едой и чайными чашками и вообразили себя туристами на отдыхе. Наш четырехлетний сын был в восторге от смены обстановки. Теперь он часто просит повторить пикник в неожиданном месте.
А разрешить детям сидеть за взрослым столом и участвовать в разговорах? Мы уверены, что, когда в доме собирается взрослая и детская компания, для малышей удобно организовать отдельный стол. И зачастую детям это действительно нравится. Но они очень любят ощущать себя полноценными участниками взрослых бесед. Для детей это прекрасная возможность впитывать то, чем живут родители и их друзья, чувствовать себя частью привлекательного взрослого мира.
А позволить рисовать на обоях? В детстве меня поразила картина, увиденная в гостях у родственников. В комнате моих сестер под рисование была отведена целая стена, и когда девочки предложили и мне присоединиться к творчеству, я с непривычки не могла заставить себя провести фломастером по обоям. Но, попробовав, вошла во вкус. И когда мой сын начал проявлять интерес к разрисовыванию поверхностей, мы выделили для его художеств дверь, которую оклеивали ватманом.
Взрослые – лучшие дарители радости
Детям очень нравится подражать взрослым и вести себя так, словно им лет на двадцать больше. Отсюда дочкины переодевания в мамины вещи и мальчишечья игра в водителя папиного автомобиля. Но не все родители готовы предоставить такую возможность. В школьные годы на днях рождения моей подруги самым любимым развлечением было переодеваться и изображать из себя звезд эстрады. Это был единственный дом, в котором разрешалось брать взрослые вещи. Сейчас я догадываюсь, что родители моей подружки готовились к детским праздникам: все ценное убирали подальше, а для нас оставляли на виду то, что давало простор для артистического творчества – шарфы, платки, шляпы, непраздничную, но яркую одежду. И не в последнюю очередь благодаря этим аксессуарам, наши домашние концерты всегда были полны счастливого смеха.
У меня была гениальная классная руководительница. Она своими действиями и поступками доказала, что учитель может быть другом. Она всегда придумывала что-то необычное. Например, создала традицию походов: в начале учебного года и в конце мая мы прокладывали маршруты по красивейшим местам родного края. В трудовом лагере она, чтобы порадовать и вознаградить нас, шинковала тазик вкусного салата из капусты, которую мы усердно пололи с утра до обеда.
В ее кабинете, единственном во всей школе, парты стояли не в три ряда, а в виде круглого стола, за которым каждый мог видеть друг друга – на уроках английского языка это было очень удобно. А когда мы ставили шуточную пьесу по популярному тогда сериалу «Богатые тоже плачут», из тридцати моих одноклассников все тридцать человек хотели быть задействованы в игре. И тогда наша любимая учительница нашла оптимальный выход из ситуации – было создано два состава классной театральной «труппы». Первая половина класса играла в первом акте пьесы, а вторая – во втором. Прошло уже много лет, а на встречах с выпускниками учителя до сих пор вспоминают, что в нашем веселом представлении было две Марианны и это совершенно никого не смущало.
Полезные шалости
Дети любят правила, традиции и постоянство. Но точно так же они склонны к забавам и всему необычному. Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» пишет, что в детях есть тяга к нарушению установленного порядка вещей. Писатель убежден, что переворачивание мира с ног на голову не несет в себе отрицательных последствий: «За каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», и каждое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме».
Особенно полезно время от времени нарушать правила застенчивым, осторожным детям. Чтобы помочь им справиться с внутренними запретами на проделки и баловство, стоит воодушевить их и показать, как весело бывает прыгать на кровати, бегать по лужам, рисовать пальцами и ладонями на бумаге, играть с мукой и сахаром, даже если в радиусе двух метров все будет перепачкано. Только не оставляйте таких детей с не привычными для них развлечениями один на один, будьте соучастниками этих веселых действ. Это хотя бы частично поможет малышу обрести степень внутренней свободы – той самой, которой было не занимать ранее упомянутому Карлсону и о которой мечтает любой человек.
Когда я прихожу на урок к детям, открываю коробку с пирожными и говорю, что сегодня у нас просмотр фильма на языке оригинала и чай с пирожными, это всегда вызывает удивление и восторг. Мои ученики понимают, что чаепитие на уроке – это веселое исключение из правил, и после часа потехи будет время на серьезные упражнения и разбор просмотренного фильма. Но вкусные пирожные дают детям знак, что в жизни всегда есть место непредсказуемости, выдумке и игре.
Читайте также:
Игры-смешинки
Высокое напряжение
Неидеальные родители: как уйти от чувства вины?