09:35, 14 марта 2017

Ученые выяснили, почему старшеклассники не любят читать классику

Более того, многие не умеют анализировать эти произведения.

Ученые выяснили, почему старшеклассники не любят читать классику

Современные подростки предпочитают не читать, а смотреть классические произведения русской литературы. Многие, при этом, формально относятся к знакомству с книгами и не умеют анализировать их содержание. А около половины старшеклассников считает классику не актуальной. К таким выводам пришла доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк.

Исследователь опросила 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.

Первое, что удалось выяснить - школьники предпочитают не читать, а смотреть, слушать или посещать спектакли. Многие знакомятся просто с кратким изложением книг. Так, более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда». Многие, при этом, не всегда осознают, что освоили произведение без прочтения оригинального текста - в список любимых книг попадают те, с которыми школьники знакомы только благодаря экранизациям. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Выяснила Любовь Борусяк и любимые произведения российских страшеклассников из школьной программы. Ими оказались «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Правда, объяснить почему, подростки не могут.

Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей,

— отмечает Любовь Борусяк.

Самым нелюбимым произведением школьной программы стал роман Льва Толстого «Война и мир». Больше всего его не любят девушки, которые также предлагают убрать из школьной программы пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». А юноши на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось».

Исследование также показало, что, хотя школьники не всегда понимают прочитанные книги, учителям все-таки удается сформировать в их сознании ценность русской классической литературы.

Во всяком случае на риторическом уровне большинство подростков эту ценность воспроизводят, и, скорее всего, она успешно усваивается основной частью школьников, особенно девочками,

— считает исследователь.

При этом опрос выявил, что лишь около половины подростков считают классику актуальной. Около 57% девушек и 44,4% юношей на вопрос «Как вам кажется, остается ли русская классика современной или уже устарела?» ответили, что классика всегда современна. А около 45% российских подростков заявили, что классика устарела или частично устарела. Дети признаются - читать обязательную литературу для них часто скучно, тяжело, неинтересно.

150-200-летний разрыв между временем написания произведений, входящих в школьную программу, и жизнью современного школьника не может не сказываться на том, что эта литература сложна для них, во многом не понятна и, как они честно сознаются, не очень интересна,

— полагает Любовь Борусяк.

Если же говорить о любви к чтению вообще, то выяснилось, что около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги.

Это во многом проявление протеста — многие подростки, почти исключительно юноши, таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!»,

— отметила Любовь Борусяк.

В заключении она выразила надежду, что её работа поможет понять, какие ошибки можно исправить в преподавании школьной литературы и как помочь школьникам не просто прочитывать, но и понимать русскую классику.

О чем говорят
Новости партнеров
Интересное в сети