Опубликовано 14 марта 2017, 09:35

Ученые выяснили, почему старшеклассники не любят читать классику

Более того, многие не умеют анализировать эти произведения.
Ученые выяснили, почему старшеклассники не любят читать классику

Современные подростки предпочитают не читать, а смотреть классические произведения русской литературы. Многие, при этом, формально относятся к знакомству с книгами и не умеют анализировать их содержание. А около половины старшеклассников считает классику не актуальной. К таким выводам пришла доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк.

Исследователь опросила 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.

Первое, что удалось выяснить - школьники предпочитают не читать, а смотреть, слушать или посещать спектакли. Многие знакомятся просто с кратким изложением книг. Так, более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда». Многие, при этом, не всегда осознают, что освоили произведение без прочтения оригинального текста - в список любимых книг попадают те, с которыми школьники знакомы только благодаря экранизациям. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Выяснила Любовь Борусяк и любимые произведения российских страшеклассников из школьной программы. Ими оказались «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Правда, объяснить почему, подростки не могут.

Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей,

— отмечает Любовь Борусяк.

Самым нелюбимым произведением школьной программы стал роман Льва Толстого «Война и мир». Больше всего его не любят девушки, которые также предлагают убрать из школьной программы пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». А юноши на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось».

Исследование также показало, что, хотя школьники не всегда понимают прочитанные книги, учителям все-таки удается сформировать в их сознании ценность русской классической литературы.

Во всяком случае на риторическом уровне большинство подростков эту ценность воспроизводят, и, скорее всего, она успешно усваивается основной частью школьников, особенно девочками,

— считает исследователь.

При этом опрос выявил, что лишь около половины подростков считают классику актуальной. Около 57% девушек и 44,4% юношей на вопрос «Как вам кажется, остается ли русская классика современной или уже устарела?» ответили, что классика всегда современна. А около 45% российских подростков заявили, что классика устарела или частично устарела. Дети признаются - читать обязательную литературу для них часто скучно, тяжело, неинтересно.

150-200-летний разрыв между временем написания произведений, входящих в школьную программу, и жизнью современного школьника не может не сказываться на том, что эта литература сложна для них, во многом не понятна и, как они честно сознаются, не очень интересна,

— полагает Любовь Борусяк.

Если же говорить о любви к чтению вообще, то выяснилось, что около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги.

Это во многом проявление протеста — многие подростки, почти исключительно юноши, таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!»,

— отметила Любовь Борусяк.

В заключении она выразила надежду, что её работа поможет понять, какие ошибки можно исправить в преподавании школьной литературы и как помочь школьникам не просто прочитывать, но и понимать русскую классику.