Опубликовано 10 июня 2013, 19:16

Сладкий прикорм оставляет отпечаток на всю жизнь

Многие продукты для детского питания и соки отличаются высоким содержанием углеводов. Профессор Малчанд Пател из Университета штата Нью-Йорк доказал, что слишком раннее введение этих продуктов увеличивает потребление углеводов, тем самым повышая секрецию инсулина, и вызывает метаболические нарушения, которые предрасполагают к ожирению в дальнейшей жизни.

Более 20 лет профессор Малчанд Пател из Университета штата Нью-Йорк и его коллеги из Университета Буффало изучали, как повышенное потребление калорий из углеводов способствует тому, что человек ест все больше и больше. Многие продукты для детского питания и соки отличаются высоким содержанием углеводов, в основном, простых сахаров. Исследователи предположили, что слишком раннее введение этих продуктов увеличивает потребление углеводов, тем самым повышая секрецию инсулина, и вызывает метаболические нарушения («метаболическое перепрограммирование»), которые предрасполагают к ожирению в дальнейшем.

Пател считает, что это исследование важно для изучения причин эпидемии ожирения, в частности, в отношении детского питания. «На нашей модели крыс с ожирением мы впервые показали, что эффект такого «программирования» сохраняется у взрослых», - отметил он.

Исследователи кормили новорожденным крысят специально разработанными молочными смесями, повышая их калорийность по сравнению с крысиным молоком за счет жиров или углеводов. У крысят, которых кормили смесью с высоким содержанием углеводов, наблюдалась гиперинсулинемия, прекурсор ожирения и диабета 2 типа.

В возрасте трех недель крысят, выкормленных смесями с высоким содержанием углеводов, перевели на обычную крысиную еду со свободным доступом к пище или с умеренным ограничением калорий, в тех же количествах, что и крысят, выкормленных естественно.

«При нормальном уровне углеводов в питании крысят, они росли с нормальной скоростью, как и вскормленные матерью. Но, когда крысенок подвергся «метаболическому перепрограммированию» в младенчестве, а затем получал умеренно ограниченное по калориям питание, как человек на диете, программирование только подавляется, не стирается», – поясняет Пател. Это связано с пластичностью организма в период его развития – от внутриутробного до младенчества. Предыдущие исследования других авторов показали, что панкреатические островки и нейроны продолжают созревать и в послеродовом периоде.

Вот почему изменение питания в этот критический период может изменить развитие определенных органов, обусловливая эффекты, которые проявляются в более позднем возрасте. Гипоталамус, который регулирует аппетит, программируется на потребление большего количества пищи. И в дальнейшем периоды умеренного ограничения калорийности не могут изменить эту программу. Поэтому лечение ожирения требует настоящего изменения образа жизни, в том числе постоянного ограничения калорийности рациона.

Чтобы избежать метаболического перепрограммирования, предрасполагающего к ожирению ребенка в более позднем возрасте, надо следовать рекомендациям Американской педиатрической академии: твердую пищу не стоит давать раньше 4-6 месячного возраста.

В дальнейшем исследователи планируют изучить возможности влияния резкого ограничения калорийности рациона в течение ограниченного периода на метаболическое перепрограммирование у особей с нормальным метаболическим фенотипом.