Российский эксперт объяснила, как школьная травля связана с уровнем жизни в стране
© кадр из фильма «Чучело»
Об этом «Летидору» рассказала основатель и координатор исследовательского центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений» Евгения Шамис.
Евгения одна из первых в России стала заниматься теорией поколений. Она руководит научно-практической школой, которая провела тысячи фокус-групп, нацеленных на выявление поколенческих ценностей.
Ценности формируются у детей в возрасте до 10-12 лет. В этом процессе участвует не только семья, но и все окружение, весь мир. Как утверждает эксперт, влияют такие события, как война, перестройка, пандемия… Сказывается то, о чем и как говорят взрослые дома, на радио, телевидении. Также важно учитывать, что у детей в дефиците (речь о как о материальных, так и о нематериальных ценностях). По исследованиям RUGenerations, можно судить в том числе о вспышках школьной травле в СССР и в России, а также проследить зависимость этих вспышек от этапов экономического цикла (интересно, что это далеко не всегда связано с кризисом).
Так, первый яркий всплеск травли в школах СССР пришелся на 70-е – начало 80-х годов — на этапе перехода от экономического подъема к стабильности. До 70-х годов страна активно развивалась — сложилось впечатление, что все вопросы решены — с детьми мало разговаривали о ценностях добра, о том, что значит быть хорошим, почему обижать слабых — подло и стыдно.
«Травля происходит, когда дети растут в атмосфере, где нет границ или они сильно смазаны, когда агрессоры не понимают, что делают жертве больно. Более того, этого не понимают и зрители — пассивные участники процесса. Семьи, школы, общество не сразу могут повлиять на ситуацию: когда идет какой-то глобальный мировой процесс, они сами становятся заложниками обстоятельств», — объясняет Евгения.
Второй всплеск травли пришелся на 2005-2014 годы — удар приняли дети, родившееся в 1995-2005 годах в сложный период экономического спада и начало экономического кризиса.
«Они увидели кризис таким ярким, как никто из нас. Но в то же время эти дети в реалиях открытости, демократии, гласности. В какой-то момент свобода превратилась во вседозволенность, начала приобретать странные формы. У людей появился доступ в интернет, в котором еще не появились правила», — рассказала Евгения.
Вседозволенность привела к злым шуткам (в том числе в Сети), травля переместилась в киберпространство.
По мнению эксперта, справиться с травлей помогает общественный вердикт — когда тема выносится на широкое обсуждение, появляются такие фильмы, как «Чучело», которые показывают, что вести себя, как одноклассники Лены Бессольцевой, подло.
Сейчас, по заверению эксперта, ситуация с буллингом российских школах стабилизируется. Школьники получают от родителей, от учителей мощный посыл, что травля — это плохо.
Появляются фонды и организации, которые помогают решать конфликты в школах, книги, мультфильмы и фильмы с новой силой демонстрируют ценности доброты, принятия и взаимопомощи.
О том, в каком случае ситуация с травлей в школах вновь может обостриться, читайте в нашей статье «Третья волна травли: когда ждать новой вспышки буллинга в школах».
Фото: кадр из фильма «Чучело»
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!