Опубликовано 13 февраля 2013, 19:07

Ранние уроки музыки способствуют развитию мозга

Исследователи установили: занятия музыкой в дошкольном возрасте могут в значительной степени повлиять на структуру мозга.

В статье ученых, опубликованной в прошлом месяце в издании Journal of Neuroscience говорится, что обучение музыке в возрасте до 7 лет в значительной степени влияет на развитие мозга. 

Исследование было проведено профессором факультета психологии университета Конкордия Вирджинией Пенхьюн совместно с Робертом Заторре, исследователем из Нейрологического института Монреаля, который также является руководителем Международной лаборатории музыки мозга и звуковых исследований.

Результаты исследования наглядно показывают, что возраст между шестью и восемью - это так называемый "чувствительный период", когда обучение музыке оказывает особое влияние на всю структуру мозга.

В содействии с кандидатами наук Кристофером Стилом и Джениффер Бэйли, Пенхьюн и Заторре провели тестирование с участием 36 взрослых музыкантов и просканировали их мозг. Половина музыкантов начала заниматься музыкой до 7 лет, в то время, как другая - в более позднем возрасте. Однако, опыт занятий музыкой у музыкантов абсолютно одинаковый.

При сравнении структур мозга музыкантов обеих групп оказалось, что у музыкантов, начавших заниматься музыкой раньше, найдено увеличенное белое вещество мозолистого тела (сплетение нервных волокон, соединяющее левое и правое полушария). Следовательно, чем раньше человек начал заниматься музыкой, тем активнее работали нервные волокна между левым и правым полушариями.

Важно отметить, что сканирование головного мозга не показало никакого различия между людьми, не занимающимися музыкой, и музыкантами, которые начали заниматься музыкой во взрослом возрасте. Получается, мозг под воздействием музыки развивается только в раннем возрасте, в более позднем музыка на него, если и воздействует, то не в такой значительно степени. 

"Когда мы учимся играть на музыкальном инструменте, нам необходимо координировать работу рук в соответствии со слуховыми стимулами, - говорит Вирджиния Пенхьюн. - Благодаря освоению музыкального инструмента в дошкольном возрасте, раньше образовываются связи между моторной и сенсорной областями мозга. Так создается некая база, на которой могут строиться дальнейшие умения".

Те, кто начал заниматься музыкой в раннем возрасте, разумеется, обладают специфическими навыками, которые отличают их мозг от мозга других людей. Но по мнению Вирджинии Пенхьюн, не стоит думать, что занятия музыкой сделают из ребенка гения. Ведь занятия музыкой помимо особого развития мозга требуют коммуникабельности, энтузиазма, стиля и многого другого - всего того, что невозможно измерить исследованием. 

Источник: www.sciencedaily.com