Ольга Васильева не против обучения российской молодежи за рубежом
Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева уверена, что отказываться от сотрудничества с иностранными вузами нельзя и, более того, обучение российских студентов за рубежом может принести стране только пользу. Об этом она заявила в интервью ТАСС.
Самое страшное — это интеллектуальная изоляция. Никакой интеллектуальной изоляции быть не может, и об этом говорил наш президент, она может привести только к отсталости,
- заявила министр.
Она пояснила, что лично знает целую группу людей, в основном, правда, гуманитарных специальностей, которые получили высшее образование за рубежом, а потом осознанно решили вернуться в Россию и сейчас работают в наших вузах.
Более того, у Минобрнауки есть большая программа «Глобальное образование», когда ребята направляются на учебу в лучшие университеты мира, но с обязательным условием возвращения и дальнейшего трудоустройства в России. Об этом проекте не все знают, он не такой массовый — на данный момент грант получили около 550 человек,
- поделилась Ольга Васильева.
По ее словам, студенты вначале сами налаживают контакт с вузом, в который они хотят поступить, затем проходят все необходимые для этого процедуры, а на последнем этапе подключается министерство.
Возвращение отучившихся ребят по этой программе уже началось. И кстати, оно как раз показывает, в каких специальностях заинтересована наша молодежь,
- говорит Ольга Васильева.
Так, наиболее востребованными стали инженерные (206 участников), педагогические (98 участников) и научные (114 участников) специальности. При этом чаще всего студенты желают уехать на учебу в Великобританию (193 участника), Австралию (128 участников), Германию (34 участника), США (31 участник) и Нидерланды (28 участников).
После завершения обучения за рубежом в Россию уже вернулись первые 40 человек, сегодня они работают в «Сбербанк-Технологиях», компаниях «КамАЗ», «Русал», «Татэнерго», Университете Иннополис, Сколтехе и других.
Не удивительно, что при таких результатах Минобрнауки поддерживает и студенческие обмены.
Образовательная мобильность должна быть. Мы без нее не можем, сейчас времена другие. У нас очень много студенческих обменов, только с Францией 400 соглашений,
- пояснила министр.
По ее словам, соглашения о мобильности студентов и преподавателей есть почти в каждом вузе.
И это правильно. Мы должны быть в курсе всего нового, понимаете? В этом смысле с введением качественного онлайн-образования мы можем использовать наработки иностранной профессуры и узнавать о научных открытиях других стран,
- добавила Ольга Васильева.
При этом она посоветовала первое высшее образование получать все же в России, а уже потом совершенствовать свои знания за границей. Дело в том, что российские университеты дают широкий кругозор, а сила многих иностранных - в узкой специализации: «Я ратую за то, чтобы базу, первое высшее, получать в России, и только потом уже совершенствоваться за границей. К примеру, есть ряд направлений, которые требуют какой-то узкой специализации и навыков, и, если это действительно необходимо для совершенствования профессиональной деятельности, их можно получить в течение полутора-двух лет за рубежом, затем вернуться в Россию и использовать это здесь».
В ходе интервью глава Минобрнауки также заявила, что считает российское образование одним из лучших в мире. В частности, по данным приведенной ею статистики, доля населения России, окончившего колледж или вуз, составляет 56%. А, например, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель составляет 37%. Кроме того, до 25 лет у нас не заканчивают школу только 5%, а в странах ОЭСР этот показатель доходит до 18%. Да и дополнительным образованием у нас охвачены 70% детей, часто посещающих не один кружок.
Фото: РИА Новости