Опубликовано 07 июня 2013, 17:20

Неандертальцы кормили детей грудью до 15-месячного возраста

Новая методика позволила американским исследователям точно установить, когда неандертальцы прекращали грудное вскармливание детей. Это происходило в возрасте 14–15 месяцев. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Nature.

Ученые знают довольно мало о том, сколько длится грудное вскармливание у других приматов, и еще меньше — о том, сколько оно длилось у наших предков. Отчасти это объясняется крайне скудным количеством материала для исследования. Чаще всего в качестве материала для анализа археологи используют зубы доисторических людей. Они обнаруживаются достаточно часто и сохраняются гораздо лучше, чем кости. Каждый зуб имеет свою уникальную химическую «подпись» — набор химических изотопов, который позволяет ученым определить многие детали жизни древних людей.
Исследователи из Школы медицины Icahn в Маунт Синай разработали новую методику, которая позволила им с точностью установить, когда неандертальцы отнимали детей от груди. Стоматолог Маниш Арора (Manish Arora) и его коллеги предложили анализировать в зубах количество бария.

Барий — это схожий с кальцием элемент, который откладывается в костях и зубах человека. Плод в утробе матери не получает бария, поскольку плацента блокирует его проникновение. Когда младенец рождается на свет и начинает питаться грудным молоком, барий начинает откладываться в его зубах в большом количестве. Как только ребенка переводят на детское питание, количество бария в зубах возрастает еще больше, поскольку в коровьем молоке бария больше, чем в грудном. А когда ребенок начинает питаться твердой пищей, количество бария в зубах резко падает.

Сперва исследователи проверили новую методику на детях матерей из Калифорнии, которые тщательно вели дневники кормления ребенка. Результаты лазерного сканирования детских зубов в точности совпали с датами прекращения грудного вскармливания для каждого ребенка. После этого ученые исследовали зубы молодых макак в Центре исследования приматов в Дэвисе, и их данные снова совпали с записями ученых о вскармливании обезьянами потомства. Убедившись, что техника работает, исследователи проанализировали обнаруженные в Бельгии зубы ребенка-неандертальца, жившего около 100 тысяч лет назад. Результаты показали, что этого ребенка до 7 месяцев кормили только грудным молоком, затем начали добавлять в его рацион другие продукты. Полное прекращение грудного кормления у этого конкретного ребенка наступило только в 14–15 месяцев.

Конечно, по одному единственному образцу нельзя делать вывод о том, что все неандертальцы прекращали кормить детей в этом возрасте. Однако предложенная учеными техника открывает перед археологами новые удивительные возможности. Возможно, эту же методику можно будет применить для исследования содержания бария в костях, тогда у ученых появится больше данных о возрасте прекращения грудного вскармливания у неандертальцев.

Источник: Журнал «АВС»