Опубликовано 24 июля 2014, 09:22

Кесарево может повлиять на эпигенетику ребенка

Предложено объяснение, почему дети, рожденные с помощью кесарева сечения, чаще страдают заболеваниями иммунной системы и нарушениями метаболизма.
кесарево-эпигеном.jpg

Исследование шведских ученых впервые доказало, что метод родоразрешения может повлиять на ДНК новорожденного ребенка. Это открытие, опубликованное на страницах American Journal of Obstetrics and Gynecology , может объяснить, почему дети, рожденные с помощью кесарева сечения , чаще страдают заболеваниями иммунной системы и нарушениями метаболических процессов.

Частота кесарева сечения во всем мире возрастает с каждым годом. В настоящее время это хирургическое вмешательство является самым распространенным видом операции среди женщин фертильного возраста. Доказано, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, гораздо чаще страдают астмой, диабетом 1 типа, ожирением, целиакией. Однако точная причина этой взаимосвязи до сих пор не была известна.

Исследователи Каролинского института (Karolinska Institutet) решили выяснить, может ли метод родоразрешения оказать влияние на организм новорожденного на клеточном уровне и вызвать эпигенетические изменения его ДНК. Изменения эпигенома происходят под воздействием внешних факторов, в результате чего меняется способ кодирования генов. Установлено, что эпигенетические изменения могут возникать под воздействием токсических веществ или определенной диеты, а также то, что эти изменения могут передаваться по наследству.

В ходе нового исследования ученые проанализировали изменения эпигенома стволовых клеток костного мозга 43 новорожденных, 18 из которых были рождены с помощью кесарева сечения. Результаты показали, что между двумя группами малышей действительно существуют эпигенетические различия в определенных группах почти 350 участков ДНК, включая гены, отвечающие за контроль метаболизма и иммунные реакции.

По словам авторов исследования, родоразрешение естественным путем – это большой стресс для ребенка, который активирует его систему защиты и подготавливает к жизни вне матки. Во время рождения путем кесарева сечения этой активации защитных механизмов детского организма не происходит.

Однако исследователи пока не могут сказать, как долго сохраняются эпигенетические изменения в ДНК детей, появившихся на свет в результате кесарева сечения, и могут ли они в действительности повышать риск развития тех или иных заболеваний. Для ответа на этот вопрос необходимо проведение дополнительных исследований.