Опубликовано 17 ноября 2014, 09:00

Для лечения подростковой тревожности не годится «детский» подход

В отличие от детей младшего возраста, течение расстройства у подростков характеризуется более разнообразными и более тяжелыми симптомами, что требует иных подходов к терапии.
56992053.jpg

56992053.jpg

Лечение тревожного расстройства у подростков не должно ограничиваться теми же методиками, что и лечение детской тревожности. Оно нуждается в более специфичной терапии в каждом конкретном случае. К такому выводу пришли ученые из Университета Ридинга. Результаты их исследования опубликованы в Journal of Affective Disorders.

Автор исследования, доктор Полли Уэйт (Polly Waite) отмечает, что в настоящее время в Великобритании около 300 тысяч детей и подростков страдают тревожностью. При этом обеим возрастным группам назначается одинаковое лечение – когнитивная поведенческая терапия по одному сценарию. Она помогает примерно 60 процентам пациентов.

В ходе исследования доктор Уэйт сравнила типы и симптомы тревожности у 100 детей и 100 подростков, обратившихся за медицинской помощью. В сравнении с детьми, у подростков наблюдалось более выраженное разнообразие и тяжесть симптомов. В основном, это объяснялось психологическими проблемами, возникающими у подростков во время полового созревания – проблема общения со сверстниками, с родителями, с противоположным полом, неуверенность в себе, неприятие своей внешности и т.д. Каждый пятый подросток переставал регулярно посещать школу, что сказывалось на его успеваемости и еще больше усугубляло его переживания. Более того, почти у трети подростков, обратившихся за медицинской помощью по поводу тревожности, уже наблюдались симптомы депрессии и других психических патологий.

По мнению доктора Уэйт, обобщенный подход к лечению тревожности у детей и подростков может привести к тому, что тревожность у подростка не удастся излечить полностью, что грозит появлением у него в будущем таких проблем, как депрессия, попытки суицида, алкоголизм и наркомания. Это говорит о необходимости разработки нового подхода к лечению подростковой тревожности, более специфичного для каждого конкретного случая. При необходимости, к общению с психотерапевтом можно добавить групповые занятия или низкие дозы лекарственных препаратов.

Автор отмечает еще две проблемы, мешающие усовершенствованию подхода к лечению тревожности у подростков. Во-первых, область подростковой психиатрии практически не получает должного финансирования. На лечение психических патологий у детей и подростков выделяется лишь 6 процентов всего бюджета для лечения психических расстройств. Во-вторых, многие психиатры, работающие с детьми, слабо владеют приемами когнитивной поведенческой терапии. 40 процентов опрошенных детских психиатров Великобритании сообщили, что крайне редко прибегают к такой терапии, а две трети признались в том, что нуждаются в дополнительном обучении, чтобы помочь таким детям и подросткам.