Опубликовано 13 июня 2013, 19:48

Дети учатся говорить как птенцы

Когда младенец начинает говорить, он поначалу повторяет одни и те же слоги («ба-ба»), а затем пытается комбинировать их между собой («ба-гу»). Точно так же происходит, когда птенцы певчих птиц обучаются пению. Это доказал эксперимент с птенцами и детьми.

Умение ребенка составлять слоги в слова не является врожденным. В этом убедилась большая группа американских, японских и израильских ученых, которые проанализировали становление речевых/голосовых функций трех различных видов живых существ, в том числе человека.

Когда младенец начинает говорить, он поначалу повторяет одни и те же слоги («ба-ба»), а затем пытается комбинировать их между собой («ба-гу»). Точно так же происходит, когда птенцы певчих птиц обучаются пению.  Ученые провели три серии экспериментов: с птенцами зебровой амадины, бенгальских вьюрков, а также 9 детей.

Птенцам была предложена песня, состоявшая из трех слогов. Схематично ее можно записать как 123-123. После того, как она была выучена, слоги поменяли местами, и песня зазвучала так: 132-132. Лишь половина птенцов выучила новую песню, но для этого им потребовалось достаточно много времени: они самостоятельно разложили песню на слоги и заучивали их по отдельности. Первый слог птенцы освоили за 10 дней, второй – за 4 дня, третий – за 2. Если бы данный навык был врожденным, с задачей справились бы, во-первых, все птенцы амадины, во-вторых, не за 16 дней, а за один. Вьюрки оказались менее способными, им потребовалось 18 дней.

Наблюдение за детьми показало, что переход от повторения одних и тех же слогов к их комбинированию у них также постепенный и длительный – 20-30 недель.