Детские вещи: шопинг-гид для мудрого родителя
Детские вещи: шопинг-гид для мудрого родителя
Общество потребления каждый день ставит перед нами новые материальные цели. Мы меняем вещи, потому что они вышли из моды, и мода же заставляет нас делать новые покупки. Будучи взрослыми ответственными люди, однажды мы говорим себе – все, хватит, мне не нужно такое количество одежды, техники и косметики.
Мы даем себе обещание стать ответственным и умным покупателем: перестать обновлять каждый год мобильные телефоны, купить наконец кофемашину вместо походов в Starbucks, отказаться от ношения меха и больше не поддаваться на красочную дорогую рекламу.
А потом у нас появляются дети. И вся индустрия детских товаров обрушивается на нас с новой маркетинговой силой. Можно оправдываться, что мы покупаем игрушки, которых не было у нас, или что все эти игрушки нужны для детского развития, пока мы не признаемся себе – нам просто нравится приносить ребенку новое сокровище и видеть, каким восторгом горят его глаза. Даже если это восхищение длится всего 20 минут.
Во время беременности я совсем не покупала детских вещей. Не столько из суеверных соображений, сколько из невозможности понять, что же мне пригодится на самом деле. Я долго ходила по магазинам, читала отзывы на товары и гордилась приобретенным американским благоразумием. Пока через полгода после рождения ребенка не обнаружила, что детские вещи и игрушки лежат во всех трех комнатах нашей квартиры, гардероб одежды младенца больше, чем у мужа, а в домах у обеих бабушек, живущих через океан друг от друга, обустроены игровые комнаты.
Очевидно, что ни одна жесткая концепция ограничения покупок для ребенка не сработает, если у родителей есть такая возможность. Но мы все живем в условиях ограниченных ресурсов – финансовых, временных, экологических, территориальных, и это нельзя не учитывать. Можно только попробовать определить принципы, помогающие оптимизировать расходы и отказаться от по-настоящему бесполезных товаров.
Списки пожеланий и подарки
Реклама и обилие товаров в магазинах и домах у наших друзей заставляет делать импульсивные покупки. Реклама работает именно потому, что мы не всегда знаем, что нам нужно. Большую помощь оказывают советы опытных родителей, но каждый опыт индивидуален, точно также, как все дети – разные. Можно не отказываться от желаемых вещей, но оптимизировать их покупку. Например, через составление листов пожеланий (wish lists) к подаркам, которые друзья и знакомые заходят вам подарить на свадьбу или рождение ребенка. В Америке услугу составления листа пожеланий предоставляют многие крупные сетевые универмаги и специализированные магазины, например, мебели или детских товаров. Консультанты магазинов помогают клиентам составить лист пожеланий таким образом, чтобы он был максимально полезным, и ведут учет купленных гостями подарков. Этикет предполагает, что ваш лист пожеланий включает товары разных ценовых категорий, таким образом все родственники и знакомые получают возможность порадовать вас независимо от своих финансовых возможностей.
Если вы покупаете вещь в подарок, то можно попросить продавца положить вам в пакет подарочный чек, на котором не будет указано цены, но который даст возможность получателю вернуть товар, если он ему не подойдет.