Опубликовано 25 декабря 2018, 23:00

Как устроено дошкольное образование в Бельгии: колонка мамы из Брюгге

К нам в редакцию пришло письмо от нашей читательницы Марины Угай. Публикуем ее историю.
Как устроено дошкольное образование в Бельгии: колонка мамы из Брюгге

Хотите поделиться с нами своей историей? Все просто! Напишите нам!

Мы живем в Бельгии, во Фландрии, в городе Брюгге.

Каждое буднее утро родители везут своих детей в детские садики (creche) и в школу.

Во Фландрии дети в обязательном порядке должны посещать подготовительные дошкольные учреждения с 2,5 лет. Такие классы – для малышей - есть при каждой начальной школе. В течение учебного года два вступительных момента: в сентябре и в феврале. Школа приглашает родителей будущих маленьких учеников и самих малышей познакомиться со школой, осмотреться и поиграть в классах, поприсутствовать на открытых уроках.

Мой сын пошёл в подготовительный класс в сентябре, когда ему исполнилось 2,9 лет. К этому времени у него уже была «солидная подготовка» после детского садика (creche). В садик мы начали ходить в 1,8 лет.

В Бельгии декретный отпуск ограничен до 6 месяцев. Поневоле вспоминаешь два (три) года декретного счастья наших постсоветских мам. Но здесь, в благополучном капиталистическом обществе, не забалуешь. Будущая мама заранее планирует, договаривается с работодателем, когда ей удобнее уходить в декрет. Например: за месяц до рождения ребенка, а остальное время посвятить новорожденному.

Поэтому дошкольные учреждения принимают детей от 0 месяцев.

Очень щепетильный момент для наших мамочек-эмигранток. Наши мамочки стараются как можно дольше сами ухаживать за новорожденными, не отдавать их в ясельные учреждения, пусть даже и строго контролируемые. Зачастую это происходит в ущерб финансовому благополучию и отражается на дальнейшем выборе/смене работы.

В детские сады надо записываться заранее, желательно, ещё до рождения ребенка. В крупных мегаполисах, таких как Гент, Антверпен проблема очереди чувствуется особенно остро. Нам повезло: прождав всего пару месяцев, мы попали в очень хороший детский садик для детей от 1,8 месяцев.

Вначале было трудно. По утрам, при расставании мой мальчик плакал и цеплялся за меня. Но буквально через неделю, малыш довольно спокойно прощался и с улыбкой уходил за руку с воспитательницей в группу. Очень помогла мягкая игрушка из дома, которую подсказали принести опытные воспитательницы. Вообще, у здешних маленьких детей это нормально: таскать с собой везде любимую мягкую игрушку. Это и понятно: она дает чувство защищенности, спокойствия и близости к дому.

В садике с малышами активно занимаются. На группу из 24 детей полагалось два воспитателя и нянечка.

Воспитатели следят за гигиеной, питанием. По часам меняют подгузники или сажают на горшок старших малышей. Я просила сажать на горшок. Наверное, сыграло свою роль то, что наши мамы старались с самого-самого раннего детства приучать нас к горшку, ну, и вообще, у нас «так принято». Но должна вам сказать, что всё это - напрасные хлопоты. Любой ребенок сам научится ходить на горшок, когда придет его время. Не нужно дрессировать малыша и фанатично высаживать его на горшок до красных следов на их попочках. Как говорила моя подруга: еще ни один взрослый не ходит в памперсах.

Еду готовили там же, в небольшой, почти домашней кухоньке. Кухарка, она же уборщица, она же добрая тетенька для всех тамошних малышей, вывешивала меню на неделю. Таким образом, родители знали, что ел сегодня его ребенок.

У моего сына была аллергия на очень многие продукты. Пищевая аллергия весьма нередкое явление у бельгийских детей. Поэтому дошкольные учреждения обязаны учитывать эту особенность и предупреждать обо всех аллергенах в еде. Для моего малыша готовили отдельно, ежедневно, с учетом моих пожеланий и предпочтений ребенка. И всё это без дополнительной платы. Нам опять же повезло с садиком.

Как устроено дошкольное образование в Бельгии: колонка мамы из Брюгге

Большое внимание уделялось развитию детей.

Отчёты о «проведённой работе» мы регулярно получали в виде детских поделок, фотографий скрупулезно уложенных в папку. Каждый ребенок имел расширенное досье с описанием поведения в группе, общении с другими детьми, предпочтениях в играх, склонностях к различным видам занятий, чертах формирующегося характера. На родительских собраниях, проводимых в виде индивидуальной беседы с воспитателями, мы получали полную информацию о развитии нашего ребенка.

Контакт родители-воспитатели-директор был очень тесным и интенсивным.

Но, повторюсь, нам очень повезло с садиком. Периодически общественность здесь потрясают шокирующие случаи о воспитателях, плохо обращающихся с детьми. Одна такая дама была заснята на видеокамеру, как она со злостью бросает младенцев. После чего была приговорена судом к тюремному заключению. В другом случае, к воспитателям предъявили обвинения в сексуальном издевательстве над детьми (абсурдное заявление, по-моему). Есть садики, где подгузники вовремя не меняют, и приходится потом обращаться к доктору (или к омбудсмену, по здешней традиции).

Мы выросли и получили символический диплом выпускника об окончании детского садика.

В сентябре, когда нам исполнилось 2,9 года, мы пошли в школу, в подготовительный класс. Мы чувствовали себя вполне уверенными и достаточно самостоятельными, чтобы начать школьную жизнь.

Фото: shutterstock.com