Как не провалить собеседование после длительного перерыва на декрет
© Depositphotos
Мы обратились к Светлане Алтуховой, эксперту проекта СелфМама, HR с многолетним опытом работы, маме двоих детей, и Марии Минюшкиной из команды проекта СелфМама, маме 2-х детей, и попросили рассказать нашим читательницам, как подготовиться к собеседованию, если навык его прохождения утерян, паника и волнение зашкаливают, а устройство на работу уже давно назрело.
Знакомая ситуация — рождение ребенка, декретный отпуск на работе, затем отпуск по уходу за ребенком, через 3 года следующий декрет и следующий отпуск по уходу за ребенком, потом первый класс, потом еще один первый класс, и 10 лет из вашего профессионального опыта как и не было…?
Зато есть чувство неуверенности, новые правила игры на рынке труда, новые названия вакансий и ощущение, что это все не для вас, что вы не справитесь, что может и роль «отчаянной домохозяйки» неплохая. Но нет! Вы вспоминаете, что были классным, востребованным специалистом, участвовали в конференциях, писали научные работы, а может быть, верстали презентации, готовили годовые отчеты и собирались переходить на более высокую должность.
Поэтому вы берете себя в руки и начинаете все с «нуля»: резюме, сайты вакансий, подготовка к собеседованию. Первое собеседование после длительного перерыва, похожее на вступительный экзамен. И оно может быть даже неудачным, провальным. Так бывает. Вы готовы бросить затею, но забываете, что: успешное прохождение собеседования — это навык. Но его не практикуют постоянно. Хорошая подготовка — половина успеха.
Для того чтобы дойти до этапа собеседования, вы тщательно подготовили резюме. Оно отвечает вакансии, отражает ваши сильные стороны профессионала, которые легко считываются нанимателем даже при беглом просмотре.
Первым делом выучите наизусть резюме. Конечно, во время его составления вы запомнили, что писали, но нужна абсолютная уверенность. Выучите.
Каждое свое достижение из резюме пропишите для себя по методике STAR — это структурированная схема для проведения собеседования.
Методика включает в себя поведенческие вопросы и ответы на них по следующему шаблону:
S – (Situation) Ситуация: Опишите ситуацию, в которой вам нужно было что-то сделать.
T – (Task) Задача: К какой цели вы стремились.
A – (Action) Действия: Подробно опишите действия, которые вы предприняли.
R – (Result) Результат: Опишите результат ваших действий.
Пропишите для каждой компетенции в резюме по одному достижению, а потом проговорите вслух.
Вам надо понимать, верить и знать на зубок то, что там написано. Тогда даже при нестандартном вопросе вы сможете свободно оперировать этой информацией.
Когда достижения расписаны, начните отрабатывать самопрезентацию.
Запишите на видео двухминутный ролик, в котором вы на камеру рассказываете о себе. Пересмотрите и учтите нюансы: о чем забыли сказать, в какой момент речь звучала неуверенно, скомкано.
Запишите и пересмотрите видео 20 раз. Это средняя цифра, которая позволяет сделать качественную самопрезентацию. Убедитесь, что вам приятно смотреть и слушать себя.
Во время отработки начните с текста. Текст должен быть автоматизирован и понятен. Выучите его так, чтобы не вспоминать, не закатывать глаза, когда забываете формулировку.
Дальше обратите внимание на позу, мимику, тембр голоса, интонации. Пусть они соответствуют тексту, который вы произносите. Когда речь доведена до автоматизма, переходите к работе с позой тела и дальше они будут друг друга поддерживать. Будет фиксация и запоминание между позой и текстом. Потом эта память будет включаться во время собеседования.
Составьте список вопросов, которые вас волнуют. Продумайте вопросы возможных рабочих обязанностей, взаимодействия с руководителем, общения с коллективом. Что вы считаете важным для себя — проясните, задавая свои вопросы рекрутеру.
Единственный момент, который не стоит обсуждать на первом же интервью, — деньги. Компенсации, системы бенефитов и другие финансовые вопросы стоит выяснять, когда компания проявила окончательную заинтересованность в вас как в кандидате.
Следующий опорный момент — это дресс-код. Уточните у рекрутера, который назначает интервью, какой дресс-код приемлем для этой компании. Это может быть кэжуал, строгий деловой стиль, а некоторые компании регламентируют цветовую гамму. Лучше сразу приходить на собеседование в этом дресс-коде. Так вы проработаете одновременно два аспекта: во-первых, показываете компании, что уважаете ее корпоративную культуру; во-вторых, примеряете на себя дресс-код, чтобы понять, насколько в нем комфортно будет работать в этой компании. Если это принятый дресс-код, то он станет вашей ежедневной одеждой.
В финале подготовки сфокусируйтесь на организационных моментах.
Приезжайте чуть раньше начала собеседования. Посмотрите заранее, где находится компания, продумайте маршрут с учетом пробок и времени на пересадки.
Соберите информацию о компании: внутренняя корпоративная культура, ценности, система взаимодействий. Если можете, пообщайтесь с сотрудниками компании, которые работают там сейчас. Помните, что сотрудники бывают довольны и недовольны компанией, но новые аргументы могут быть для вас значимыми.
Ваша задача — понять, что происходит внутри, какую стадию проживает компания: растет, близка к закрытию или стагнирует.
И, наконец: будьте уверены в своих навыках (а вы их прокачали за время материнства, мы точно знаем), не стесняйтесь говорить о своих достижениях и твердо знайте, что мамы — лучшие сотрудники, достойные высоких должностей, интересных проектов и хороших компаний!
Фото: Depositphotos