Время на природе с ребенком
Время на природе с ребенком
В наши дни так много говорится о раннем развитии, о том, чем занять и чему научить детей, но так мало упоминается о душевной гармонии, сострадании, чувстве прекрасного, внутреннем покое. Твердые знания, грамматика и наука обязательно подтянутся позже, но в нежном возраcте до пяти, шести и даже семи лет так важно дать ребенку возможность воспитать душу, а для этого совсем не обязательно иметь красивые яркие карточки, дорогие кубики и сложные конструкторы.
Маленький ребенок изучает мир с помощью всех пяти чувств, и все, что попадается на его пути, становится объектом для скрупулезного исследования – на вкус, на цвет, на запах, на фактуру, на звучание. В каждой песчинке скрывается целый мир, любая былинка полна открытий, которые – для полноты опыта – должны быть сделаны самостоятельно. Следовательно наша роль, как родителей, дать детям возможность свободно и беспрепятственно изучать природу, ее натуральные объекты и просто жизнь, потому что именно в них можно найти ответы почти на все наши человеческие вопросы (как ни странно, и взрослые в том числе).
Дети рождены для того, чтобы бегать и прыгать, карабкаться и падать, лежать на животе (столько, сколько им этого хочется), наблюдая за лягушкой, или на спине, глядя на птиц. Время на природе дарит не только аппетит к еде, но и аппетит к знаниям, а так же побуждение узнавать маленькие (и большие) живые секреты, снова и снова. При отсутствии постоянного вмешательства взрослых и при условии виртуозно спланированного ими бездействия (когда они, создав условия для свободной игры, просто пребывают в роли сторонних наблюдателей), дети, придумывая свои собственные игры и занятия, смогут стать находчивыми и изобретательными, что в более поздней жизни даст им гораздо больше, чем полученные в раннем возрасте совершенно теоретические знания о геометрических фигурах и математических последовательностях (о них они тоже обязательно узнают, но позже).
Не симптоматично ли, что несмотря на все более совершенные техники раннего развития давно уже ни в науке, ни в медицине не было каких-то особенных открытий и прорывов? Может ли быть так, что развитие теперь слишком раннее и слишком предсказуемое, от чего обремененные слишком многими знаниями дети вырастают в слишком серьезных взрослых, не способных мыслить творчески?
Ни одна самая роскошная классная комната не может дать столько же, сколько даст ребенку час, проведенный на лугу. Ни за одним столом нельзя узнать всего того, что узнает ребенок, играя с ракушками на берегу моря. Касаясь реальных живых предметов (камней, деревьев, цветов), а не экспонатов, предложенных ему взамен, ребенок получается знания с помощью его глаз и пальцев, обрабатывая и объединяя их в целостное видение окружающего его мира.
Разве можно сравнить вид настоящей радуги, которая после дождя вырастает в небе гигантской дугой с радугой акварельной, пусть даже нарисованной по всем правилам цветового спектра? Разве можно сравнить живой, посаженный ребенком цветок, с цветком пластилиновым, сделанным под руководством и по инициативе взрослого? Разве нужно на схемах изучать круговорот воды в природе, когда можно пробежаться под дождем, промокнуть до нитки, а потом, голышом развалившись на травке, сушить одежду в лучах солнца? Нет лучше базы для научного мышления, чем умение собирать информацию, а какую информацию можно собрать, сидя за школьным столом?
Чтобы дать детям возможность самостоятельно и в естественных условиях узнавать больше об окружающем их природном мире, как один из способов (ни в коем случае не исключающий периодов созерцательности и свободной игры), я предлагаю собрать небольшой набор юного натуралиста. С помощью незамысловатых приспособлений и внимательных глаз можно столько всего узнать и увидеть! Мой сын никуда не выходит без лупы и карманного фонарика, а когда мы отправляемся на прогулку в лес, он обязательно берет весь свой набор, который всегда стоит наготове.
В наш набор юного натуралиста входят:
-
Увеличительное стекло, с помощью которого можно разглядеть множество чудес, большинство из которых чаще всего остается незамеченным. Трещинки в коре деревьев, тычинки цветов, древесные грибы – в каждом из этих объектов скрывается целый мир.
-
Записная книжка, в которой можно записывать наблюдения, делать зарисовки, собирать фотографии, вклеивать цветы и листья.
-
Небольшая пластинка из оргстекла для наблюдений за жуками, червями, улитками и прочими лесными обитателями, которых можно найти в почве и на растениях. Обо всех этих существах можно узнать много интересного, наблюдая за ними снизу через прозрачную плоскость пластинки.
-
Стетоскоп, с помощью которого можно услышать жизнь внутри дерева и узнать, как громко жуют древесину насекомые.
-
Небольшая стеклянная банка, кусочек мягкой сетки и резинка (последние две – вместо крышки). В банку можно сажать летающих насекомых, наблюдать за их поведением, а затем отпускать. (С насекомыми важно обращаться очень аккуратно, никогда не хватать за крылья и ножки. Прежде чем ловить насекомое, нужно обязательно убедиться, что это можно сделать без вреда для его жизни и здоровья).
-
Рулетка для измерений растений, деревьев и всего, что еще может попасться на пути юного натуралиста.
-
Фотоаппарат, чтобы ничего не забыть и не упустить.
-
Фонарик для исследований в дуплах и под корягами, а так же для вечерних приключений.
-
Жестяная коробочка, склянки и пробирки, в которые можно складывать другие интересные образцы для зарисовок и дальнейшего изучения.
Во время наших прогулок мы позволяем себе быть ведомыми, с трепетом и нетерпением ожидая тех открытий, которые по дороге сделает сын. Самые интересные находки он складывает в специальную коробочку, а потом бережно хранит дома в специально отведенной для этого корзинке. В его коллекции есть орехи, камни, ракушки, брошенные гнезда, красивые перышки и кусочки коры.
Я очень люблю наблюдать за детьми на природе. Они то бодро шагают по тропинке, то останавливаются и, задрав голову, пытаются разглядеть что-то в кроне деревьев; потом опускаются на корточки и, принюхиваясь к лишайнику на ветвях, мокрым листьям, цветам и голой земле, долго рассматривают что-то у себя под ногами. Они заглядывают под кусты и переплетенные корни деревьев, ложатся в траву, или просто замирают, прислушиваясь к песням лягушек и птиц.
Все это происходит спонтанно и естественно, процесс познания тут ведом одним лишь чистым детским любопытством, а выводы о мире приходят не через десять тысяч поверхностных "почему," а через пытливую всевидящую вдумчивость. При условии, конечно, что мы, взрослые, не концентрируем внимание детей на своей ограниченной эстетике и не навязываем им свое псевдо-научное виденье мира, при котором надо все посчитать и отсортировать.
Какие чудеса и загадки природы открываются детскому взгляду, мы можем только догадываться, но по вопросам, которые мне задает после прогулок сын, по умозаключениям, которые он делает, по его фотографиям и зарисовкам, я точно знаю, что эти прогулки не проходят зря. Ему не нужны карточки-находилки и сложные пособия, ему не нужны четко спланированные занятия и долгая к ним подготовка. Все, что ему нужно, это его глаза и уши, да несколько вспомогательных инструментов, когда что-то хочется рассмотреть поближе и поподробней, а все остальное у него и так уже есть – целый мир, он за порогом, и он его ждет.