Учимся вязать на пальцах
Учимся вязать на пальцах
Если у меня есть свободная минутка, первым делом я тянусь к вороху шерсти начатого вязания, или к недошитой кукле, или к стопочке тканей, порезанной для будущего одеяла.
Но когда рядом постоянно находится парочка детей, любимым делом заняться не всегда возможно. Всех надо накормить, приласкать, обучить, каждому почитать, одного переодеть, другого помыть...
А если все эти дела сделаны, то тогда дети, вполне закономерно, хотят делать "как мама" или "вместе с мамой." И тогда, лучшее, что можно придумать - это заняться каким-то рукоделием всей компанией. Только вот каким? Хочется, чтобы было и красиво, и полезно, а заодно чтобы и я могла сосредоточится на моем собственном проекте.
Сын давно просил меня научить его вязать, но, хотя вязание это прекрасное занятие, полезное как для моторики, так и для нервной системы, по возрасту ему было все еще рановато. К счастью, в качестве детской альтернативы обычному вязанию, наши прадеды придумали такое замечательное занятие, как вязание на пальцах. Вот этому-то прекрасному (и безопасному, в отличии от вязания на спицах) виду рукоделия я и начала обучать сына.
Зачем обучать мальчика вязанию, спросите вы?
Ну, во-первых, вопреки общепринятому мнению, вязание не всегда было чисто женским ремеслом. Более того, некоторые историки утверждают, что вязание было придумано мужчинами (арабскими рыбаками) и ими же распространено сначала в Средиземноморских странах, а потом и в прочих уголках Европы.
Во время Второй Мировой Войны, чтобы снабдить Британскую армию теплыми вещами (одеялами, носками, свитерами), вязали все − женщины, мужчины и дети обоих полов. Так что и сейчас не должно быть ничего необычного в вяжущем мальчике.
Во-вторых, во времена скачущих картинок, синдрома дефицита внимания, вечного бега, бесконечной спешки и кроссовок на липучках - то есть именно в наши времена полезно обратить внимание на занятия, которые задействуют мелкую моторику, развивают ловкость рук и требует концентрации. Ручная работа тренирует терпение, внимание к деталям. Когда вещь постепенно рождается в руках ребенка, это неизменно вызывает бурю восторга, ведь в современной жизни, со всей ее технологичностью, так мало возможностей ощутить уверенность в себе, в собственной созидательной силе.
Кроме того, рукоделие, если знакомить с ним, начиная с очень юного возраста, открывает глаза на процессы, через которые проходит вещь, прежде чем попасть в магазин, тем самым помогая воспитывать бережливость и уважение к человеческому труду.
Финский нейрофизиолог Матти Бергстром напоминает нам, что "мозг узнает то, что исследуют пальцы." Количество нервных окончаний на кончиках пальцев невероятно велико, поэтому если детям не давать возможность исследовать мир посредством пальцев, ко взрослому возрасту их пальцы становятся "слепы," тем самым обедняя мозг и лишая его важного органа необходимого для дальнейшего познания окружающей среды. Еще каких-то 50 лет назад дети много помогали по дому, перебирали крупу, стирали и мыли посуду, благодаря чему с раннего детства руки ребенка были "открыты" самым различным ощущениям, спектр которых был намного шире доступного нашим детям сегодня.
Теперь большая часть этих домашних задач выполняется машинами (а это означает, что взрослым больше почти не нужна помощь по дому), и у детей все меньше возможностей испытать шершавость гречки, холод высохшей на морозе ткани. И несмотря на бесконечное число "развивашек", многие дети приходят к школьному возрасту с моторными отставаниями и порой с проблемами речи.
Возвращаясь к сыну, скажу, что после совместных рукодельных посиделок на диване он становится спокойней, уравновешенней. Свою работу он продолжает, обычно, еще долго после того, как я отправляюсь дальше по своим делам. Веревки, которые сын вяжет, бесконечны, и каждая, силой его воображения, превращается в какого-нибудь героя его будущей такой же бесконечной игровой саги.
Практика:
Есть три (известных мне) способа вязания на пальцах. Самый простой - это одинарная цепочка, чем толще нитка, тем толще и плотнее будет конечный результат. Из этих же цепочек потом можно вязать вещицы (например, шарфы и прихватки), как из толстой пряжи.
Второй способ (на четырех пальцах) посложнее, и при его применении рождаются толстые шнуры, которые можно использовать, как гирлянды, носить в качестве шарфа, и использовать в игре.
Последний способ - это вязание с помощью деревянной башенки (башенку можно купить, а можно сделать самим из большой деревянной катушки, или даже из картонки из-под туалетной бумаги), вокруг которой особым способом обвиваются нитки, а в результате получается очень красивый плотный шнур, который можно использовать как декоративный элемент в вязаных вещах, делать из него игрушки, коврики и салфетки.
Первые два способа я покажу ниже.
Способ 1
-
Наматываем нитку на руку, так чтобы конец нитки был с тыльной стороны пальцев, а нитка идущая к клубку, была спереди.
2. Протягиваем короткий конец через петлю и затягиваем узелок (но так, чтобы петля осталась).
3. Получается узелок с петлей.
-
В петлю снова продеваем нитку, и снова затягиваем.
5. Получается стежок и петля.
- Продолжаем протягивать нитку в петли, пока цепочка не достигнет желанной длины (или пока не надоест).
Из таких цепочек, как я уже упомянула выше, можно вязать вещи, для которых нужна особо толстая пряжа. Из них же можно делать праздничные гирлянды, украшать бусинками, делать подвески на окна, дополнять помпонами, шить из них коврики и салфетки, а так же дарить в качестве браслетов дружбы.
Способ 2
-
Для начала надо повесить нитку между большим пальцем и ладонью (короткий конец должен быть с тыльной стороны руки).
-
Оставив хвостик с тыльной стороны руки, возьмите часть нитки, которая идет к клубку и начинайте обвивать ею пальцы, один раз нитка будет сзади пальца, а другой спереди, потом снова сзади.
-
Обвив нитку вокруг мизинца, начинайте обвивать пальцы снова, но в противоположном порядке (на указательном нитка должна остаться сзади).
-
Делаем все то же самое еще раз, так, чтобы на каждом пальце оказалось две "перекладинки."
-
Это будет выглядеть так, как на картинке выше.
6. Начиная с мизинца, одеваем нижнюю петлю поверх пальца и оставляем ее сзади. Остается опять только одна "перекладинка."
-
Делаем то же самое, как в пункте №6, только со следующим пальцем...
-
... и со следующим, пока у нас опять ни останутся...
-
... одинокие перекладинки на каждом пальце. Возвращаемся к пункту №3, и продолжаем плести, пока шнур на будет нужной длины.
10. Вот так это выглядит с другой стороны. Если нитки потянуть, то шнурок станет аккуратным, а петельки вытянутся в ярко выраженные стежки. Из такого шнура выходит замечательный шарфик, на концы которого можно пришить помпоны, опять-таки сделанные ребенком самостоятельно.
Какие только сочетания цветов и волокон мы ни пробовали! Связанные моим сыном веревки можно смотать в огромный клубок, или обмотать наш дом по всему его периметру. Так или иначе, это прекрасный способ занять детей, а так же подготовить их к более сложным творческим экспериментам. В следующий раз, когда скука заглянет к вам в дом, почему бы ни попробовать что-то новое, вязание спицами для маленьких детей - очень увлекательно и весело!