Опубликовано 11 сентября 2014, 10:00

Профессия: приёмный родитель

Найти семьи для 100 детей из детского дома №48 – такую задачу поставили перед собой специалисты центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама». Почему так важно профессиональное сопровождение при устройстве детей в семьи, и как это может изменить старую интернатную систему?
Профессия: приёмный родитель

Профессия: приёмный родитель

По данным Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, лишь один выпускник детского дома из десяти успешно адаптируется к жизни после выхода из сиротского учреждения, остальные попадают в маргинальную среду. Психологи, педагоги, общественники истово выступаютза право каждого ребёнка расти в семье, признавая систему детских домов несостоятельной и, более того, разрушительной для детей.

Недавно Правительство РФ приняло постановление о новых типах сиротских учреждений, согласно которому семейная форма устройства рассматривается как основная, а её элементы (проживание в помещениях квартирного типа, социализация и пр.) должны быть внедрены и во временной форме устройства – детдоме. Кажется, все стороны постепенно приходят к единому понимаю проблемы: каким бы продвинутым в плане воспитательных методик и материального оснащения ни был детский дом, длительное неудовлетворение первоочередных потребностей ребёнка в семье, близком взрослом, отсутствие самостоятельных решений и поступков и многие другие факторы детдомовского детства создают пласт проблем и психологических расстройств, с которыми, достигнув совершеннолетия, каждый  выпускник сиротского учреждения выходит в жизнь из искусственной среды. А к реальной жизни вчерашний детдомовец зачастую оказывается совсем не готов.   

Направление задано. Дело за главным – поменять старую и наладить новую систему с ориентиром на возврат детей в семьи и на поиск новых семей, а не на удержание сирот в учреждении. Утопия? Возможно. Но, к счастью, не для всех.

Профессиональным устройством детей в семьи и подбором семей около 20 лет занимаются специалисты Центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама». В прошлом коллектив центра работал в детском доме №19, специализирующемся на устройстве детей в патронатные и замещающие семьи.

С января по сентябрь 2014 года центр «Про-мама» и детский дом санаторного типа №48 при участии Департамента социальной защиты населения г. Москвы реализуют  проект «Дети, домой!», суть которого состоит в обследовании, реабилитации и подготовке 100 воспитанников детского дома к помещению в семьи. В дальнейшем планируется привлечь к участию в инициативе и другие детские дома и продолжить осуществление более глобальной цели – реформы всей российской интернатной системы.

«Дети, домой!» поддерживают Благотворительный Фонд Ольги Будиной, режиссер Ольга Синяева, автор-исполнитель и журналист Нателла Болтянская, общественный деятель Александр Гезалов и фонд «Измени Одну жизнь». Финансирование этого начинания стало возможным благодаря федеральному гранту, который центр «Про-мама» получил по результатам конкурса Общероссийского общественного движения  «Гражданское достоинство».

В течение 9 месяцев специалисты центра: психолог, нейропсихолог, социальный педагог, логопед-дефектолог и другие – проводят комплексную диагностику каждого ребёнка, результатом которой становится глубокое понимание его потребностей и потенциала, что необходимо для оптимального подбора семьи для ребёнка и ребёнка для семьи.

К концу сентября планируется подготовить 20 процентов детей к помещению в семьи. Уже в октябре эти ребята смогут встретиться с потенциальными замещающими семьями, а кто-то найдёт свой постоянный дом. 80 процентов детей пройдут более глубокую реабилитацию.

Хомуева.jpg

Хомуева.jpg

 
Куратор проекта Екатерина Хомуева:
«Дети, определенное время находящиеся в системе, требуют специальных условий подготовки к помещению в семью. Многие дети не готовы к новой семье по ряду причин: нерешенные вопросы с кровной семьей (ребенок хранит лояльность кровной семье, считает, что если он уйдет в приемную, то предаст своих родственников), жестокое обращение в кровной семье, наличие кровных братьев и сестёр и крепкой психологической связи между детьми, рассказы о негативном опыте детей, вернувшихся в детдом после нахождения в замещающей семье. Реабилитация ребёнка и профессиональная подготовка к помещению в семью являются необходимым этапом успешного усыновления».

О страхах

Родителям, решившим усыновить ребёнка, проведшего часть жизни в детдоме, предстоит встретиться лицом к лицу не с одним скелетом в шкафу. В частности, с последствиями депривации – психологического расстройства, возникающего вследствие продолжительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Это состояние в большей или меньшей степени свойственно всем детям, проживающим в детдоме. В фильме о жизни детдомовских детей режиссера Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом» без прикрас показано первичное проявление депривации. Домашний ребёнок, находясь в поиске контакта со взрослым, в течение дня постоянно получает ответную реакцию в виде игр, объятий, совместного действия, разговора, укачивания или колыбельной. Дети-сироты, лишенные внимания и заботы постоянного близкого взрослого, в различные моменты дня или перед сном, сами успокаивают себя резкими покачиваниями из стороны в сторону или взад-вперёд в попытке заполнить эмоциональную пустоту или уснуть. Это только начало. В перспективе депривация может выражаться по-разному: от трудностей в поведении до задержек в интеллектуальном и психо-эмоциональном развитии.

В острой степени депривацию переживают дети, проведшие первые годы жизни в домах малютки, когда первоочередные потребности в близости с родным человеком удовлетворить невозможно. Отечественные и зарубежные психологи в своих трудах и исследованиях (Прихожан А, М., Толстых Н. Н., «Дети без семьи» М., 1990, исследования Б. Уайта, Х. Хекхаузена, А. Маслоу и др. – примечание редакции) доказывают, что дети-социальные сироты или те, кто имел тесный эмоциональный контакт с близким взрослым в раннем детстве и попал в детдом из семьи после смерти родителей, испытывают депривацию в меньшей степени. Здесь важно отметить, что вне зависимости от возраста ребёнка и от того, сколько времени он провёл в учреждении, благодаря благоприятной семейной обстановке, чувству постоянства, абсолютной заботы, атмосфере любви и отзывчивости и профессиональной подготовке родителей, многие последствия депривации возможно исцелить или, по крайней мере, выровнять и смягчить.  

Большая часть ребят, участвующих в проекте – дети школьного возраста, попавшие в сиротское учреждение из семьи. Несмотря на безусловную травму от утраты близких, их опыт пребывания в семье – это большой задел для будущей счастливой жизни в новом доме. В силу массового заблуждения и специфики старой системы именно старшие дети часто остаются за бортом усыновлений, и сегодня проект «Дети домой» становится для них реальным шансом обрести новые семьи.

1 из 4

ПредыдущаяО прошлом ребёнка, которое важно принять