Пекли блины, ходили в гости и мирились: как отмечали Масленицу славянские семьи
Походы к теще на блины, взятие снежной крепости и другие масленичные обычаи© Freepik
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок»
Как в празднике участвовали дети
Дети обожали на Масленицу кататься с горок, играть в снежки, водить хороводы прыгать через ритуальные костры и лакомиться масличным угощениями.
Кроме того, они наблюдали за активными играми, кулачными боями и ритуальным взятием снежной крепости в четверг. Для этого деревня делилась на две команды: защитников (женщин) и атакующих (мужчин). Из соломы и прутьев собирали Богиню Мару, которая олицетворяла Зиму и которую охраняли защитницы. Атакующие пытались ее похитить и отнести к костру. По правилам это можно было сделать только с третьего раза.
Семейные традиции и обряды
У Масленичной недели были традиции для каждого дня:
• Понедельник — Начало Узкой Масленицы. В этот день строили снежные крепости, горки, наряжали соломенное чучело, пекли блины и раздавали бедным.
• Вторник — Заигрыш, время, когда молодежь присматривала себе супругов.
• Среда — Лакомка, в этот день тещи приглашали зятьев к себе на блины.
• Четверг — Разгуляй. В этот день праздновали Начало Широкой Масленицы ― всеобщего веселья с медвежьими потехами, ярмарками, ледяными горками, играми, прыжками через огонь.
• По пятницам тещи приходили с ответным визитом к любимым зятьям.
• Суббота — Золовкины посиделки. В этот день жена звала родственников мужа в гости.
• Прощеное воскресенье. Проводы. Сжигали чучело Масленицы, отпускали все обиды.
Главная масленичная традиция ― печь блины
Горячие, румяные и золотые, они похожи на солнце. Поэтому семьи вместе с детьми делали щедрые подношения весне и солнцу, желая получить достаток.
Первый и последний блин предназначались для поминовения усопших родственников и обозначил связь с загробным миром («Первый блин покойникам»). Так славяне пытались заручиться помощью покойных в земледельчестве. Поэтому первый блин комом был очень дурным знаком. Считалось важным выпечь первый блин румяным и красивым. Часто первый блин отдавали неимущим на помин души усопших родственников.
Но одними блинами не наесться. В конце марта отелялись коровы, в домах появлялся избыток молока. Скот не резали, потому что на Масленицу мясо не едят. Зато ели рыбу и молочные продукты.
Семьи проводили обряды, посвященные плодородию. Обязательно ходили в гости и безотказно принимали гостей сами со вторника по субботу.
Была традиция «целовника», когда супруга или дочь хозяина подавали гостям кубок с напитком, а потом принимали поцелуи.
Особая роль была у молодоженов (молодых — сыгравших свадьбу после прошлой Масленицы) и новоженов (планирующих жениться в новом году). Они катались на санях, с горок, навещали родственников, просили покровительства у предков. Кстати, отсюда и современная свадебная привычка — разъезжать в день свадьбы по значимым местам.
В Архангельской губернии окружающие не давали молодоженам скатиться с горы на санях, пока жена не поцелует мужа названное число раз. А в Пермской и Вологодской губернии жениха толкали на шкуру, наслаивались человек 15 и ехали так с горы.
Откуда взялась фраза «к теще на блины»
В среду, третий день Масленицы тещи приглашали зятьев на блины. Этот день назывался Лакомка. А по пятницам тещи приходили с ответным визитом к любимым зятьям.
На Лакомку существовало гадание. Беременная раздавала блины. Если первым их брал мужчина, считалось, что родится мальчик. А если тянулись сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности.
Откуда взялась фраза «не все коту масленица»
Целиком фраза звучит так «Не все коту Масленица, будет и Великий пост», но чаще используют только начало пословицы.
Дело в том, что в Масленичную неделю объедались блинами с сытными начинками, маслом, творогом, молоком, сметаной, морепродуктами. Причем объедались не только люди, их питомцам тоже доставались лакомства с хозяйских столов. А за 40 дней Великого Поста не ели ни мяса, ни молочки. Хвостатым тоже приходилось делить пост с людьми. Смысл фразы – за периодом веселья будет и период ограничений, расплаты.
Сжигание чучела и хороводы
В последний день Масленицы ритуально сжигали чучело (по началу это было чучело божества по имени Марена или Мара). Иногда куклу закапывали в землю, иногда разрывали и разбрасывали по полю.
А бывало, Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были символическими. Все это делали для того, чтобы выпроводить надоевшую зиму и получить обильный урожай.
Некоторые создавали свое маленькие чучело и вкладывали в него весь негатив, болезни и горести и сжигали вместе с главным чучелом деревни.
Было важно, чтобы костер горел зрелищно, долго и ярко. Для этого вокруг него водили хороводы с песнями и частушками: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
В последний день Масленицы прощали обиды и грехи, мирились с близкими. Это делали для того, чтобы начать год с чистого листа и без душевной тяжести.
История народного праздника и значение Прощеного воскресенья для церкви
Александр Михайлович Копировский, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института
— Масленицей праздник прощания с зимой на Руси стал называться не раньше XVII века, хотя сам обычай существовал и до этого. В народной традиции было принято совершать определенные действия, чтобы весна была хорошей, земля снова стала плодородной и урожай был получше. Для этого нужно было сжечь чучело как образ зимы. Конечно, само по себе это когда-то было языческим обрядом, потом стало просто фольклорным действием.
Название праздника связано со словом «масло»: ведь это неделя, когда на столе блины, которые едят с маслом, сметаной, рыбой, икрой – только без мяса. Другое ее название – неделя мясопустная. Потому что по церковному уставу это последняя подготовительная неделя к Великому посту, в которую уже не принято есть мясо, но еще допускается молочное и яйца. И по церковной традиции масленица связана как раз не с весельем, а с подготовкой к покаянию.
Но в жизни эти две традиции – народная и церковная – причудливым образом соединились.
Что касается Прощеного воскресенья – это последнее воскресенье перед Великим постом, по церковному уставу тогда вспоминается изгнание Адама из рая. По окончании вечерни среди людей верующих принято просить друг у друга прощения. Но и нецерковные люди с живой совестью и интуицией веры тоже могут воспользоваться поводом, который им дает церковь, и что-то выправить в своей жизни.
Ведь простить в переводе со славянского значит «сделать простым, прямым», «выпрямить».
Важно прежде всего попросить прощения у тех людей, отношения с которыми по каким-либо причинам стали сложными, которых мы вольно или невольно обидели, у близких людей и друзей, с которыми мы почему-либо не смогли сохранить открытость и доверие.
В каком-то смысле это лучший способ подготовиться к Великому посту, главный смысл которого в том, чтобы выпрямить, сделать более открытыми свои отношения с Богом и ближними.
Фото: Freepik