Опубликовано 04 июня 2013, 12:18

«Обратная связь»: новый подход к детям-аутистам

Какие ограничения мешают развитию детей-аутистов? Эти новые методы работы, опробованные в Петербурге, дают положительные результаты.
«Обратная связь»: новый подход к детям-аутистам

«Обратная связь»: новый подход к детям-аутистам

По статистике Всемирной организацией аутизма Autism speaks (Аутизм говорит), в 2008 году один из 150 детей страдал аутизмом. На сегодняшний день в Америке от этого недуга страдает уже один из 88 детей. Подобной статистике в России не ведется. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор остается неизвестным, почему это заболевание поражает детей в возрасте от одного года до трех лет и остается с ними на всю жизнь. Таблетки от аутизма не существует. И, однажды столкнувшись с этой болезнью, и дети, и их родители начинают жить совершенно по-новому.

Альтернатива коррекционному подходу

В нашей стране наиболее популярным считается коррекционный подход. В рамках этого подхода ребенка-аутиста пытаются научить простейшим действиям, которые позволят ему жить по привычным для остальных людей правилам. Среди психологов, работающих в рамках этого подхода, принято считать, что, избавив однажды ребенка от стереотипного, то есть повторяющегося действия, можно помочь ему раскрыться и адаптироваться в обществе.

Но порой методы коррекционной терапии принимают довольно жесткие формы, и это признают даже ее сторонники. Например, если ребенок-аутист имеет склонность к стереотипному похлопыванию одной руки о другую, ему могут зафиксировать руки, чтобы отучить от таких движений.

Не всем детям такой подход может помочь, ведь ребенок рассматривается лишь как объект коррекции. Его страхи, тревоги остаются вне сферы изучения, что тормозит его вхождение в социальное пространство.

В начале этого года в Санкт-Петербурге была создана Ассоциация родителей детей-аутистов и их друзей «Обратная связь», поддерживающая индивидуальный подход, основанный на уважении личности и уникальности детей с нарушениями аутистического спектра. Его суть сводится к тому, что ребенка-аутиста не пытаются исправить или избавить от его привычных действий, а пытаются создать условия для раскрытия его субъективности, т.е. уникальности, поддерживая его изобретения и помогая справиться с чувством постоянной тревоги.

Сегодня такой подход для многих российских педагогов, психологов, специалистов во всех областях, работающих с детьми-аутистами, и даже для родителей остается чем-то совершенно новым. Сейчас в ассоциации состоят около 30 человек. Идейным вдохновителем объединения стала Юлия Ермакова, мама ребенка-аутиста. Она самостоятельно сделала сайт, на котором размещает новости ассоциации, статьи, в том числе и переводные, стараясь сделать доступной информацию о таком альтернативном способе работы с детьми. Этот сайт – еще одна возможность рассказать родителям, что есть и другие способы помощи их детям, пока еще малоизвестные. По ее замыслу, Ассоциация должна стать площадкой, где петербургские родители детей-аутистов смогут делиться информацией, личным опытом, чтобы находить новые способы помощи своим особенным детям.

В декабре прошлого года начал свою работу некоммерческий проект «АРТДжет», организованный Центром изучения лакановского психоанализа в Санкт-Петербурге при поддержке Ассоциации родителей. Команда проекта состоит из 8 клиницистов лакановской ориентации. Сами создатели называют ее студией изобретений, где в партнерстве с клиницистами лакановской ориентации каждый пришедший ребенок-аутист может попробовать найти свой путь к социализации и творчеству.

В «АРТДжет» самое важное место занимает идея первичного приема детей, приема того стиля присутствия в Студии, который доступен для них на данный момент. Ведь для клиницистов не важен диагноз, для них важно обнаружение той логики, по которой ребенок взаимодействует с миром.

Часто аутистическая личность устанавливает совершенно особые отношения с языком, непохожие на «нормальное» использование. Однако зачастую именно язык позволяет ребенку-аутисту выразить свои тайные страхи, приоткрыть дверцу в мир своего бессознательного. А психологам остается правильно расшифровать это послание, подчас «спрятанное» в причудливой словесной форме.

В зависимости от возможностей и желания ребенка он может в «АРТДжете» лепить, рисовать, участвовать в спектаклях или просто побыть в окружении новых людей. Как говорит куратор проекта, обучение на занятиях происходит в той мере, в какой ребенок готов его принять.

«Мы никогда не говорим «нет» тому способу, с помощью которого ребенок-аутист устанавливает связь с другим. Это часто дает ребенку возможность справиться со своей внутренней тревогой и перейти на новую ступень», – подчеркнула Ирина Соболева, куратор проекта «АРТДжет».

Она привела пример ребенка, чьим повторяющимся действием было разбрасывание бумаги. Через какое-то время, ему предложили правило игры: разбрасывать те же самые кусочки бумаги на определенном пространстве, обозначенном тканью. С помощью ткани бумажки легко собирались в мешок и могли быть пересыпаны в коробку, оттуда снова на ткань. Это дало возможность установить череду повторений, которые присутствуют всегда в играх детей-аутистов.

Но, поиграв немного так, ребенок внезапно взял ручку и стал рисовать разноцветные линии. Подобные изменения в поведении ребенка-аутиста можно считать огромным достижением, поскольку в данном случае это был выбор самого ребенка, его собственное «изобретение».

«Не мы учим этих детей, а они нас. Главное, уметь смотреть на них без рамок, и тогда вы заметите то, что существует определенная логика в их стиле присутствия в мире» – говорит куратор проекта.

Сейчас в «Артджет» ходят восемь детей от 7 до 20 лет. Они занимаются раз в неделю по два часа. Проект, который сейчас существует только благодаря стараниям клиницистов, работающих здесь бесплатно, просто не может принять больше десяти детей одновременно.
Организаторы надеются когда-нибудь изменить эту ситуацию, но для этого им нужна помощь спонсоров. Проекту необходимо новое помещение, в котором, помимо комнат для занятий группы должна быть комната, где ребенок мог бы побыть один. По словам Ирины, такая возможность становится жизненной необходимостью для ребенка-аутиста, которому иногда хочется отгородиться от окружающего мира и побыть в своем собственном.

Есть у клиницистов и «долгосрочные» планы: открыть центр дневного пребывания для детей с расстройством аутического спектра, где с ними могли бы заниматься педагоги в рамках субъективного подхода.

1 из 2

ПредыдущаяВыставка рисунков детей-аутистов