18 ноября 2015 в 18:19

Как узнать, готов ли ребенок к детскому саду и школе?

Может быть, отправить в садик в этом году, а может, потянуть с декретом, заняться творчеством и подождать еще годик?.. На что ориентироваться? А как со школой? В шесть или в семь? Вроде бы умеет читать, но пора ли? Как решить, у кого спросить? Вместе с педагогом Анной Литвин мы решили вспомнить о том, что указывает на готовность вашего ребенка к детскому садику или первому классу, а также спросили совета у других специалистов.

Может быть, отправить в садик в этом году, а может, потянуть с декретом, заняться творчеством и подождать еще годик?.. На что ориентироваться? А как со школой? В шесть или в семь? Вроде бы умеет читать, но пора ли? Как решить, у кого спросить? Вместе с педагогом Анной Литвин мы решили вспомнить о том, что указывает на готовность вашего ребенка к детскому садику или первому классу, а также спросили совета у других специалистов.

Готов ли ребенок к детскому саду?

Озорная девочка в зеленой краске

Простые навыки. Тут все очень понятно. Постарайтесь понять, научили ли вы ребенка базовым навыкам, которые потребуются ему в детском саду? Умеет ли малыш сам есть, пить из бутылочки, чашки, бокала? Засыпает ли он уже «не по-малышовски», то есть не требует укачивания, не просит бутылочку, прикладывания к груди? Хорошо, если вы научили ребенка одеваться, раздеваться и ходить на горшок.

Психологические моменты. Понаблюдайте за своим ребенком и обратите внимание на то, как он обычно реагирует на новую обстановку. Теряется или проявляет интерес?.. Возможно, первое время ребенку в непривычных обстоятельствах хорошо и увлекательно, но через какое-то время он начинает скучать или расстраиваться. Попробуйте оставить его в непривычной ситуации, например, в квартире у родственников – и поинтересуйтесь, как он себя вел в течение дня.

Отдельная история – то, как ребенок общается со своими ровесниками. Тут можно поэкспериментировать еще до садика, если, например, привести сына или дочь в группу в детском центре или платном детсаду, где ребенок может провести время, не записываясь в учреждение. Впрочем, это может выясниться и в ряде других ситуаций, только желательно, чтобы малыши были собраны вместе в течение продолжительного времени. Больше, чем детская площадка, в этом случае подойдет замкнутое пространство. Обратите внимание, как ребенок реагирует на других детей, интересуется ли ими, проявляет ли инициативу, включается ли в общие игры? Интересны ли ему игрушки? Не нападает ли он на сверстников?

Также представьте, как ваше чадо будет общаться с воспитателем. Капризен ли ребенок? Умеет ли слушаться? Боится ли новых взрослых? – Если есть какие-то проблемы, то этим стоит заняться заранее.

Наконец задумайтесь о том, начал ли малыш с интересом узнавать новое, заинтересовали ли вы его разными видами творчества по возрасту?

Старший воспитатель Марина Козлова советует: «В идеале ребенок готов к детскому саду, если обладает достаточной самостоятельностью для своего возраста. Но не стоит также забывать, что, фиксируясь на готовности ребенка, родитель забывает о собственной подготовленности к этому важному событию – поступлению в детский сад. Психологическая готовность родителя очень важна! В своей практике мы нередко сталкивались с тем, что ребенок полностью готов к детскому саду, а родитель начинает паниковать. Необходимо помнить, что психологически малыш очень крепко связан с родителем, особенно с матерью, поэтому, чем спокойней мама воспринимает детский сад, тем спокойней будет ребенок.

Уважаемые родители, не нужно настраиваться на то, что ребенку будет плохо, скучно, что его могут обидеть и т. д., лучше поймите, что это новый интересный этап в жизни ребенка, что у него появятся новые друзья, знания и умения. И перед тем, как объяснять это сыну или дочке, прислушайтесь к себе – верите ли вы в то, что говорите? Дети чувствуют ложь лучше взрослых. Если чувствуете, что у вас повышенная тревожность, посетите сами детский сад – для этого проводят дни открытых дверей. Также необходимо быть готовым к открытому диалогу с педагогами. Помните: воспитатель ничего не спрашивает просто так, и чем больше он знает о вашей семье и вашем ребенке, тем лучше он может позаботиться о вашем малыше. А еще будьте активны, принимайте участие в жизни детского сада (посещайте собрания, участвуйте в конкурсах, украшайте группу): когда ребенок видит, что родителю тоже интересно в детском саду, ему и становится интересней. И пусть детский сад для вас и вашего ребенка станет волшебным миром детства, который будет вспоминаться с теплотой через года».

Готов ли ребенок к школе?

Три девочки перед классной доской

ХарАктерные нюансы. Важно понять, что в школе очень важны такие качества, как воля, организованность, любопытство, желание узнавать новое, мотивация, воспитанность, умение общаться. Пройдемся по ним поподробнее.

Воля и организованность. Насколько ваш ребенок способен к выполнению и завершению заданий?.. Соблюдает ли он режим дня? Содержит ли в порядке свою комнату? В школе очень важны навыки организованности. Понаблюдайте за дошкольником и проанализируйте, правильно ли вы его готовите, а заодно и какой подаете пример (соблюдают ли мама и папа режим дня, доводят ли дела до конца?). Тяга к знаниям. Постарайтесь понять, насколько на данном этапе ваш сын или дочь интересуется получением новых знаний. Если перевешивает желание поиграть на планшете или что-то подобное – значит стоит прежде, чем отправлять ребенка в школу, задуматься о том, чтобы он научился получать удовольствие от процесса обучения, возможно, начать изучать что-то (например, новый язык) самим, понять, «в чем кайф» – это поможет вам заразить и ребенка любовью к процессу обучения.

Мотивация. Понимает ли ребенок, зачем он пойдет в школу? Что там интересного, зачем туда вообще ходят, в чем ему это пригодится?.. Если да, замечательно, если нет – вперед к пояснениям и составлению веселых списков на тему и вашим воспоминаниям!

Умение общаться. Конечно же, в школе более чем важно уметь уважать и слушаться взрослых и иметь позитивный опыт общения с ровесниками. Если ваш сын или дочь робки или еще не научились справляться с возникающими в процессе игр ситуациями, не ходили в детский сад и большую часть времени проводили с вами, то, скорее всего, если есть возможность, стоит повременить со школой и отдать ребенка в коллектив, где он сможет набраться навыков общения, или даже обратиться к психологу, если вас смущают какие-то нюансы общения отпрыска со сверстниками.

Этические аспекты. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, как поступать нельзя, видел причинно-следственную связь между тем, что он делал и тем, что получилось: допустим, обидел сверстника – и отношения подпортились. То есть важно выяснить, смогли ли вы сформировать у ребенка представление о человеческих отношениях. Ну и понятие о воспитанности никто не отменял.

Родная речь. Может ли ваш дошкольник хорошо сформулировать свои мысли, пояснить, чего он хочет, описать обстановку, рассказать, как пройти туда-то или почему он опоздал?

Ну и не обойтись без более «предметных» знаний и навыков:

– Природоведение: достаточно ли знает ваш ребенок о законах природы? Обращает ли внимание на листочки, небо, горы? Что вы рассказывали ему о звездах, планетах, Космосе? – Научили ли вы сына или дочь правилам безопасности на дороге и на улице? – Понимает ли ребенок, почему важно быть здоровым, есть в столовой кашу и ходить на физкультуру? – Научился ли дошкольник отличать, где право и где лево, умеет ли мерить длину комнаты шагами, считает ли на пальцах? – Может ли он немного читать и писать, рисовать фигуры, пересказывать сказки? – Как у ребенка обстоят дела с творчеством? Если ваш ребенок ходил в кружки и детский сад, то он, возможно, научился петь, рисовать, читать стихи наизусть. Если же нет, этим стоит заняться. – Важно обладать по крайней мере начальными знаниями о своей семье, стране да и планете в целом.

Кто он, ваш ребенок, откуда, кто его родители, какая столица у его страны, какие еще бывают на свете страны и что в них особенного? Где придумали пиццу и где возвышается Эйфелева башня? Где холоднее и жарче всего?

Наконец вы просто можете довериться своей интуиции. Мы можем чувствовать детей и, если время позволяет подождать год, прикинуть, мысленно представив ребенка в тех или иных хорошо знакомых нам самим школьных ситуациях, стоит ли отдавать его в школу или нет.

«По моему мнению, о готовности идти в школу говорит желание ребенка получать знания уже не из игры, а интеллектуальными способами, умение выполнять что-то самостоятельно, а еще важны такие минимальные показатели, как умение считать до ста, читать по слогам, держать ручку/ножницы/фломастер и т. п., знать стихотворения, уметь рисовать/ разукрашивать/вырезать», – говорит педагог Вероника Жиркова.

Автор: Анна Литвин

Семейный гороскоп