Как развить талант в особенных детях
Как развить талант в особенных детях
Среди детей-инвалидов есть и музыканты, и художники, и певцы, и спортсмены. Развить эти таланты – огромный родительский труд. Но он вознаграждается радостью, добром и теплотой, которую дарят дети. Их возможности не ограничены, просто у них есть особые потребности.
Наталья Настина. Как научить четырехлетку читать ноты
В три года у Наташи проявились симптомы редкого генетического заболевания со сложным названием – невральная амиотрофия Шарко-Мари-Тутта. На практике это означает мышечную атрофию ног и рук, которая постепенно прогрессирует. Но болезнь – не единственное и не главное, что отличает ее от других детей. Особенной Наташу делают в первую очередь ее таланты и способности, и их не мало.
Музыка окружает ее с самого раннего детства. В доме всегда звучала классика, мама и бабушка музицируют. Наташа научилась читать ноты раньше, чем буквы. Когда появились первые признаки болезни, у девочки начался тремор рук. Для того, чтобы укрепить мышцы Наташу стали обучать игре на фортепьяно. Первым и самым важным педагогом в ее жизни стала бабушка, которая развивала в Наташе любовь к учебе, любопытство, интерес ко всему окружающему миру. Бабушка учила Наталью по своей особой методике. Четырехлетняя девочка научилась читать ноты по цветам. Бабушка раскрашивала нотную запись в разные цвета, и приклеивала соответствующую цветную бумагу на клавиши фортепьяно, так Наташа училась играть.
Особый ребенок полностью меняет жизнь семьи. Только родители детей с серьезными заболеваниями знают, какой это огромный труд, сделать каждый день такого ребенка интересным, развивать его способности и таланты. Расписание всех членов семьи полностью подстроено под занятия Наташи. Активность особенного ребенка – это прежде всего активность его родителей. Несмотря на то, что Наташа не может самостоятельно передвигаться по городу, она занимается вокалом, ходит в бассейн, на лечебную физкультуру, ездит на подготовительные курсы в ВУЗ и занимается с репетитором, участвует в конкурсах, выступает с концертами. Для ее родителей и бабушки весь этот труд – естественная забота, и успехи Натальи – это самая большая награда и радость для тех, кто ей помогает. «Мы не думаем: «у нас больной ребенок», – говорит мама Наташи, «для нас она просто ребенок, самый лучший ребенок, желанный и любимый, чтобы ни случилось. И она это знает».
Конечно, в жизни Наташи были очень тяжелые периоды. Но мама не дала ей погрузиться в депрессию. «Я вытащила ее только тем, что загрузила на столько, что ей просто некогда обо всем этом думать», – говорит она. «Каждый день у нее происходит что-то новое, у нее нескучная жизнь». Наташа по-настоящему светлый и жизнерадостный человек. От одного ее голоса на душе становится теплее.
Сейчас Наталье 17 лет, она учится в обычной общеобразовательной московской школе. На вопрос о том, не было ли проблем с поступлением ребенка-инвалида в обычную городскую школу, ее мама отвечает: «Тут, я думаю, нам просто повезло. Дело в том, что в 7 лет Наташино заболевание еще не было так заметно. Оно развивалось постепенно. Думаю, что если бы тогда она была в таком состоянии, в каком она сейчас, нам, наверное, рекомендовали бы домашнее обучение». Но к тому времени, когда симптомы заболевания стали проявляться все больше, педагоги уже знали, что Наташа очень способная и несмотря на физические трудности может обучаться вместе со всеми. А еще Наташа говорит, что ей очень помогают одноклассники. Отношения с другими детьми не всегда складывались гладко. «В начальной школе она у меня чуть ли не отказывалась ходить в школу. Было очень много тяжелых психологических моментов. Дети не понимали и не принимали ее», – рассказывает мама Натальи. Но со временем все как-то само изменилось. Ребята выросли и, наверное, общение с Наташей научило их самому главному – помощи, дружбе и принятию другого человека таким, какой он есть.
«Сейчас у нее хорошие отношения со всеми одноклассниками. Они действительно и помогают ей и заботятся. Мальчишки таскают Наташе сумки, кто-то из ребят обязательно помогает дойти до другого класса. Если она упадет, а ее заболевание связано с постоянными падениями потому, что она просто перестает чувствовать ноги, обязательно помогут подняться, проводят». Впрочем, помощь эта совсем не односторонняя. Наташа – отличница и старается помогать одноклассникам в учебе. Когда мама спрашивает: «Как ты только все успеваешь на контрольных?», она отвечает: «Я просто сразу решаю все три варианта».
Наташа одновременно и «физик», и «лирик». Ее мама, говорит, что у дочки две главные страсти: музыка и физика. Довольно необычное сочетание, но увлечение и тем и другим в жизни Наташи Настиной неслучайно. Она мечтает стать физиком теоретиком и готовится к поступлению в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», и при этом серьезно занимается вокалом. «Для меня музыка – это полет души, я в ней ощущаю саму себя так же, как и в физике», – говорит Наташа. Интерес к науке в ней тоже пробудила бабушка. Детям обычно быстро надоедает то, чего они не понимают. В физике для того, чтобы понять, надо изучить. И именно этому бабушка научила Наташу – умению искать ответы, разбираться. Нет лучшего стимула в учебе, чем ощущение – «Я понял!», «Я сумел разобраться!»
Учеба для Наташи – также способ выразить себя, показать на что она способна. «Она знает, что может добиться чего-то только головой, только знаниями. Мы с детства к ней относились без поблажек в этом плане», – говорит ее мама.
Наташе повезло с музыкальным педагогом. В районном Доме культуры, где она занимается, уроки вокала ведет профессиональная оперная певица Татьяна Григорьевна Есипова. Сегодня Наташа постоянно принимает участие в разных мероприятиях, часто выступает в своем родном ДК «Силикат». Многие ходят на эти концерты специально, чтобы послушать именно Наташу.
Принять участие в музыкальном конкурсе Наталье впервые предложили в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Кентавр». Первое выступление было не очень удачным, но она не опустила руки. На третьем своем конкурсе Наташа заняла призовое место, а в 2012 году стала дипломантом конкурса «Бриллианты России» в категории эстрадный вокал. Через некоторое время Наталью пригласили в центр «Динаода», где на тот момент проводился отбор детей для участия в проекте «Детская народная дипломатия». «Динаода» – культурно-оздоровительный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который существует уже 20 лет. После нескольких месяцев активных репетиций, Наташа вместе с другими воспитанниками «Динаоды» побывала на гастролях в Швейцарии.
«Эта поездка поменяла ее взгляд на очень многие вещи», – рассказывает мама Натальи. «Первое путешествие – и она вернулась во многом другим ребенком. Ушел страх перед инвалидным креслом, комплексы. Раньше она наотрез отказывалась от коляски, страшно стеснялась. А теперь у нее такое желание ездить, смотреть, что она согласна делать это даже в инвалидном кресле, лишь бы увидеть мир».
Марат занимается в музыкальной школе по классу домры, поет русские народные песни. Домра – древнерусский щипковый струнный инструмент. Научиться играть на нем было непросто. В 7 лет, когда Марат начал занятия, его болезнь – детский церебральный паралич, выражалась в том числе в мышечной спастике рук и ног. Было тяжело ходить и владеть руками. Игра на домре помогала разрабатывать мышцы, но и давалась нелегко. По-настоящему увлекся музыкой и народной песней Марат после встречи с педагогом Детской музыкальной школы им. Алябьева Александрой Анатольевной Данилевской. «Она втянула меня во все это, так что я стал вкладывать в народные песни душу», – говорит Марат. Преподаватель нашла подход к особенному ребенку и сумела заинтересовать его, дать стимул продолжать заниматься.
Среди своих любимых исполнителей он называет Максима Трошина, певца русских народных песен, которого в начале 90х годов называли русским Робертино Лоретти, а также Игоря Талькова, Джимми Хендрикса и группу Рамштайн, одним словом, Марата интересует самая разная музыка.
Сейчас Марату 14 лет, и он продолжает заниматься домрой и вокалом, стремиться совершенствовать свое исполнительское мастерство. Если нужно ехать на репетицию или концерт в Москву, Марата отвозят родители. Но чаще он занимается сам. «Я много пою и упражняюсь дома», – рассказывает Марат.
Со второго класса школы он находится на домашнем обучении. «Так решили учителя, хотя мне конечно хотелось бы продолжать ходить в школу, общаться с ребятами, они меня принимали и относились хорошо. Потому, что несмотря ни на что, как человек то я хороший…», – говорит Марат. Музыка, выступления и концерты стали для него важным источником общения. А еще Марат много общается в интернете с людьми из разных городов и стран. Сегодня мир становится ближе к нам, даже если мы не всегда можем выйти ему на встречу.
В прошлом году Марат Уразов также принял участие в проекте центра «Динаода» и побывал в Швейцарии. Поездка, конечно же понравилась: «Мы были в нескольких городах, давали концерты, ребята пели, играли на музыкальных инструментах. Было здорово!». Марат пока не знает, чем именно он будет заниматься в будущем, но точно знает, что увлечения музыкой и народной песней он не оставит.