Как получить материнский капитал россиянам, живущим за рубежом
Как получить материнский капитал россиянам, живущим за рубежом
Даже если вы постоянно живете за пределами России, даже если у вас нет подтвержденного регистрацией (пропиской) места жительства в РФ – получить маткапитал возможно. Для этого необходимо направить правильные документы по верному адресу:
• отделение ПФР по месту постоянной регистрации – если таковая имеется
• непосредственно в ПФР – если регистрации нет
Установлено это пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утв. приказом Минздравсоцразвития от 18.10.2011 № 1180н, далее по тексту – Правила) При наличии такой возможности документы можно представить лично. При направлении документов по почте подпись на заявлении и копии документов заверяются нотариально или в российском консульстве.
К такому заявлению заявлению нужно приложить следующие документы:
• удостоверяющие личность
• подтверждающие место жительства, пребывания или фактического
• подтверждающих рождение или усыновление ребенка (детей)
• подтверждающие наличие гражданства России у ребенка
• удостоверяющие личность, место жительства, пребывания или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица – если действуете через представителя
Если свидетельство о рождении составлено не на русском языке, то его необходимо перевести. В случае, когда государство, выдавшее документ, участвует в Гаагской конвенции 1961 года, то следует проставить апостиль. Документом, удостоверяющим личность, является российский загранпаспорт. А постоянное проживание за пределами РФ подтверждает справа о постановке на постоянный консульский учет (выдается консульством России по просьбе заявителя).
Отсутствие регистрации в РФ подтверждает общегражданский паспорт со штампом о снятии с учета. Если направляете документы по почте, то надо сделать и удостоверить (у нотариуса или в консульстве) ксерокопии страниц с фото и со штампом о снятии с регистрационного учёта.
Гражданство детей подтверждают, в частности следующие документы:
• их загранпаспорта
• российский паспорт родителя (в том числе заграничный, дипломатический, служебный), в который внесены сведения о ребенке
• свидетельства о рождении
• отметки на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка
• отметки на свидетельстве о рождении
• вкладыши к паспорту или к свидетельству о рождении (если документ выдан до 06.02.07)
Теперь надо правильно заполнить заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При отсутствии регистрации в России в графе «наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации» указываем «Пенсионный фонд Российской Федерации». При наличии регистрации в графе «наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации» указывается наименование вашего территориального органа Пенсионного фонда РФ.
В графе «Фамилия, имя, отчество» указывается фамилия, имя, отчество, а в скобках – фамилия, которая была при рождении.
В пункте 1 заявления «Статус» следует указать «мать», в пункте 2 заявления «Пол» указать – женский, в пункте 3 заявления «Дата рождения», соответственно, – дату рождения.
В пункте 4 заявления «Место рождения» – место рождения по свидетельству о рождении.
В пункте 5 заявления «Документ, удостоверяющий личность» указываются данные загранпаспорта (серия, номер, кем и когда выдан).
В пункте 6 заявления «Принадлежность к гражданству» – «гражданка Российской Федерации».
Пункт 7 заявления «Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)» заполняется при наличии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Если у вас нет страхового свидетельства, то надо заполнить (печатными буквами!) анкету застрахованного лица по форме АДВ-1) и направить ее в адрес ПФР или его территориального органа (при отсутствии регистрации в РФ).
Если фамилия, имя, отчество, указанные в загранпаспорте Российской Федерации заявителя не совпадают с данными, которые указаны в страховом свидетельстве, то надо заполнить и направить заявление об обмене страхового свидетельства по форме форма АДВ-2.
В пункте 8 заявления «Адрес места жительства» указывается адрес на русском языке и номер контактного телефона.
Пункты заявления с 9 по 13 в случае направления по почте – не заполняются.
В пункте 14 заявления «Сведения о детях»:
• в графе «Фамилия, имя, отчество» – данные детей указываются в соответствии со свидетельствами о рождении
• в графе «Реквизиты свидетельства о рождении» – наименование документа, его номер, кем выдан, дата выдачи
• в графе «Место рождения» – указать страну и город в соответствии со свидетельством о рождении
• в графе «гражданство» верная формулировка – «гражданин РФ»
В заявлении нужно обязательно подчеркнуть в связи с чем – рождением или усыновлением, – просите выдать сертификат на материнский (семейный) капитал. При этом указывается очередность рождения (усыновления) ребенка, обязательно прописью («второго», «третьего» и т. д.), далее фамилия, имя, отчество ребенка в связи с рождением которого выдается сертификат на материнский (семейный) капитал.
Также надо указать способ получения сертификата – выдать на руки или направить почтой (в этом случае указывается полный почтовый адрес, латинскими буквами).
В описи прилагаемых к заявлению документов необходимо перечислить по отдельности кому принадлежит документ, к примеру: «1. Копия загранпаспорта матери Ивановой Марии Ивановны», «2. Копия свидетельства о рождении первого ребенка Иванова Ивана Ивановича», «3. Копия свидетельства о рождении второго ребенка Смита Артура Карловича».
Читайте также:
Материнский капитал: возможности для мошенничества
Материнский капитал: детали получения
Личный опыт: материнский капитал на образование
Родителям разрешат потратить 20 тысяч рублей из материнского капитала