«Дети Петербурга»: учить детей русскому
«Дети Петербурга»: учить детей русскому
Споры о том, нужны ли в нашей стране мигранты из стран СНГ, давно потеряли всякий смысл. Это процесс естественный и неизбежный. Но на фоне серьезных обсуждений и взрослых проблем часто забывают о проблемах детей, переехавших вместе с родителями в новую страну. А ведь им адаптироваться в новом социуме ничуть не проще, чем их родителям. И не понимают и не принимают этих ребятишек здесь так же, как их пап и мам.
Волонтеры из Петербурга, кажется, нашли способ им помочь. Они создали проект «Дети Петербурга», в рамках которого обучают детей мигрантов русскому языку и культуре. Так они помогают самым маленьким подготовиться к школе и познакомиться с городом, в который им пришлось переехать. Особенно важно, что проект полностью некоммерческий, все дети занимаются в нем бесплатно.
Помочь тем, до кого не доходит помощь
Проект существует уже больше года. За это время удалось организовать девять площадок для занятий с детьми, набрать в свою команду 40 волонтеров, в том числе 30 педагогов. Среди них – преподаватели ведущих петербургских вузов, кандидаты филологических наук, поэтому проект упрекнуть в непрофессионализме просто невозможно.
А начиналось все с группы в соцсети, где неравнодушные к судьбам маленьких приезжих взрослые решали, как им можно помочь.
«На тот момент не было ни помещения, ни преподавателей, ни мигрантов с детьми. Была только идея. Но через месяц, 12 мая, у нас состоялось первое занятие», - вспоминает координатор проекта Даниил Любаров.
На него пришли всего четыре малыша. Но благодаря слаженной работе волонтеров и «сарафанному радио» о проекте быстро узнали в среде мигрантов. И сейчас русский язык учат уже более ста детей. Их число постоянно меняется, ведь родители таких ребят часто переезжают с места на место. Но это обстоятельство не смущает организаторов, ведь их задача – подготовить детей к занятиям в русской школе, где бы она не находилась.
Проект «Дети Петербурга» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Выбор именно этой возрастной категории Любаров объясняет просто: «Для детей дошкольного возраста практически нет адаптационных программ. Если таким детям удается попасть в садик, то там они окунаются в языковую среду и быстро адаптируются. Но мест в садиках не хватает даже тем детям, которые прописаны и живут в Санкт-Петербурге с рождения. Поэтому до детей-дошкольников не доходят никакие программы в принципе».
Хотя, как отмечают сами преподаватели, на занятия ходят и школьники, волонтеры никому не отказывают. Группы строятся не по возрасту, а по уровню владения русским языком. Большинство учеников приехали из стран Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Педагоги готовы работать с детьми, приехавшими в Петербург из любой другой страны. Для таких случаев информацию о проекте специально перевели на другие азиатские языки, например, вьетнамский и китайский.
Интернациональность учеников не пугает их наставников, все общение в группах учителя строят исключительно на русском языке. Только так, говорят, организаторы можно обеспечить полное погружение ребят в новую для них языковую среду. Ведь дома они на русском почти не говорят.
Но, кроме изучения языка, волонтеры уделяют большое значение знакомству детей с культурой города. Кроме того, с проектом стали сотрудничать петербургские театры, и теперь ребята могут часто бесплатно посещать выставки и спектакли. Ведь поход в театр для них – это не только развлечение, но и возможность закрепить полученные знания, а заодно познакомиться со своими сверстниками. Волонтеры любят также ходить с ребятами на экскурсии, показывая и рассказывая им о главных достопримечательностях нового для них города.