10 удивительных фактов о микробах, про которые надо рассказать детям
© Sutterstock
Не бывает скучных наук — бывают занудные учителя, которые так не любят свой предмет, что передают свое отношение к прекрасной биологии или астрономии и своим ученикам.
«Летидор» познакомит вас с человеком, который загорелся идеей донести до детей мысль, что знание устройства мира сделает его лучше и добрее. Александр Толмачёв — врач, выпускник Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова и создатель Детского Лектория — рассказывает, где дети от 6 лет могут изучать природу и мир вокруг нас.
«Один из наших циклов называется "Микроскопическая жизнь", — рассказывает Александр Толмачёв, — и на нем мы беседуем с детьми о мире, который существует помимо нашего знания о нем — о микромире. Микроскопические представители существуют во всех царствах живой природы, но, пожалуй, самыми загадочными остаются бактерии и вирусы. На занятии о бактериях и вирусах детей часто удивляет, что термины "вирус", "бактерия", "бацилла" и "микроб" означают совершенно разные вещи, ведь взрослые часто используют их, говоря об инфекционных болезнях. Как объяснить ребенку строение и цикл развития вирусной частицы, не погружаясь в биохимию и клеточную биологию? Разговаривая с детьми на их языке, мы, не искажая научных фактов, рассказываем им интересные истории о строении бактериальной клетки и вирусах. То же самое теперь могут и сами родители: мы делимся с читателями нашими идеями, как сделать очень сложный материал по-настоящему увлекательным!»
1. По данным южнокорейского Бюро защиты прав потребителей, количество бактерий на ручках тележек крупных магазинов достигает 1100 колоний на 10 см². Второе место занимают компьютерные мышки в интернет-кафе. Ручки кабинок общественных уборных содержат лишь 340 колоний вредных микроорганизмов на 10 см². Кроме того, известно, что в среднем на поверхности мобильного телефона бактерий и продуктов их жизнедеятельности значительно больше, чем под крышкой унитаза. К такому выводу пришли в ходе исследования, в котором кроме телефонов и унитазов сравнивались мазки, взятые с поверхностей дверных ручек, обычных компьютерных клавиатур и даже обувных подошв. Был сделан вывод, что без регулярной чистки и дезинфекции мобильного телефона и клавиатуры на их поверхности скапливается значительное количество потенциально опасных болезнетворных бактерий.
2. Во рту человека обитает не менее 1200 видов бактерий. Некоторые из них защищают организм от инфекций, а другие становятся причиной плохого запаха изо рта, кариеса и парадонтита. Нет двух людей в мире, у которых был бы одинаковый набор микробов во рту. То есть при обычном поцелуе люди передают друг другу более 270 различных культур бактерий. К счастью, почти никакие из них не представляют нам угрозы.
3. В кишечнике человека в норме обитают от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 2,5 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии и грибки. Можно образно сказать, что микрофлора человека является самостоятельным органом, который отвечает за пищеварение, защиту организма от инфекций.
4. Одна бактерия кишечной палочки (Esherichia cоli) в течение суток могла бы дать потомство, общего объема которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 км² и высотой 1 км. При благоприятных условиях за 48 часов один холерный вибрион дал бы потомство массой 22*10²4 т, что в 4 тысячи раз больше массы земного шара. К счастью, выживает лишь незначительное количество бактерий.
5. Бактерии склонны к образованию клеточных скоплений, часто скреплённых выделяемой ими слизью, эти скопления получили название «биоплёнки». Чаще всего это лишь случайное объединение отдельных организмов, но в ряде случаев временное объединение связано с осуществлением определённой функции. Например, формирование плодовых тел миксобактериями делает возможным развитие цист, а вот единичные клетки не способны их образовывать. Подобное явление по сути — первый шаг к истинной многоклеточности.
6. Слово «вирус» образовано от латинского слова virus — «яд». Вирусы найдены везде, где есть жизнь, и, вероятно, вирусы существуют с момента появления первых живых клеток. Сейчас вирусы являются самой многочисленной биологической формой планеты. Происхождение вирусов неясно, поскольку они не оставляют каких бы то ни было ископаемых останков.
7. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами). Обнаружены также вирусы, способные размножаться только в присутствии других вирусов.
8. Вирусы являются облигатными паразитами (это значит, что они не способны размножаться вне клетки хозяина). Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы биополимеров. От живых паразитарных организмов вирусы отличаются полным отсутствием основного и энергетического обмена и аппарата для синтеза белка (они «арендуют» его у клеточных организмов) и их сборка происходит внутри клетки.
9. Примерами наиболее известных вирусных заболеваний человека могут служить простуда (хотя ее могут вызывать и бактерии), грипп, ветряная оспа, герпес и другие. Также и многие более серьёзные болезни — например, геморрагическая лихорадка Эбола, СПИД, птичий грипп и тяжёлый острый респираторный синдром — вызываются вирусами.
10. Эпидемия испанского гриппа (1918-1919 годы) была вызвана чрезвычайно агрессивным и смертоносным вирусом гриппа A. Его жертвами часто становились здоровые взрослые люди, в отличие от большинства вспышек гриппа, которые поражали в основном детей и подростков, людей старшего поколения и других ослабленных людей. По современным оценкам, число жертв испанского гриппа приближается к 100 млн, то есть 5% тогдашнего населения Земли.