Сергей Лазарев: «Я оцениваю таланты сына не как папа, а как профессионал»
Почему Сергей Лазарев занял кресло члена жюри в этом сезоне конкурса «Ты супер!», что его роднит с участниками проекта, спросите вы. Отвечаем: перед вами человек, который сделал себя сам. Он рос в небогатой семье, воспитывался мамой и с детства был уверен, что непременно станет артистом. Сергей шаг за шагом шел к своей мечте, и она исполнилась!
Неудивительно, что для ребят Сергей Лазарев не просто звезда. Он – пример того, что в жизни не существует ничего невозможного.
Сергей, так все-таки артистами рождаются или ими становятся?
На мой взгляд, ими рождаются! Бывают невероятные вокалисты, но они не артисты. А иногда, наоборот, очень артистичный ребенок, но он не певец. Артист – совокупность многих факторов. Это и определенная манера поведения, и определенный взгляд.
Как вы оцениваете ребят из проекта «Ты супер!»?
Понимаете, это не совсем вокальный конкурс. Это конкурс ярких детей. Те жизненные ситуации, в которых они оказались, уже сделали их особенными ребятами. Порой эти мальчики и девочки более скромны для артистов, чем это нужно. Это все из-за неоцененности.
Чтобы сделать им замечание, мы старались подбирать правильные слова.
Одна неверная фраза – и можно на корню обрубить желание детей что-то делать и развиваться.
Поэтому мы, наоборот, хвалим ребят даже за какие-то маленькие победы.
Очень много поступает комментариев от зрителей из серии «Как вы могли пропустить этого ребенка, ведь он не так хорошо пел, как это нужно на вокальном конкурсе?». Еще раз повторю: это не совсем вокальный конкурс. Перед нами особенные дети, им нужно это поощрение, оно их вдохновит!
Полтора года назад мы беседовали с основателем студии «Непоседы» о конкурсах и о том, полезна ли их атмосфера для детей. Елена Пинджоян тогда сказала: если родитель понимает, что ребенок психически устойчив, то можно его подвергать таким «испытаниям». Какого мнения придерживаетесь вы?
Конкурсы нужны. Ребенок должен с детства понимать, что необходимо работать над собой, развиваться, нельзя стоять на месте. Главное, чтобы рядом были люди, кто поможет не сломаться, даст правильный совет, приободрит.
А как вы себя чувствовали в атмосфере соревнования? Ведь вы и спортивной гимнастикой занимались, и на музыкальных конкурсах выступали.
С четырех до восьми лет я занимался спортивной гимнастикой. Получал разряды, участвовал в соревнованиях. И это не всегда были первые места. Помню, как на одном из турниров у меня не получился какой-то прыжок. Мне разрешили его исполнить еще раз, но я с детства такой перфекционист, что отказался наотрез. Мама кричала с трибун: «Сережа, иди к снаряду, переделай упражнение!» А я отвечал, что буду больше работать и на следующем соревновании все выполню с первого раза и без поблажек.
Потом, когда мне было 11 или 12 лет, я принял участие в телевизионном конкурсе «Золотой ключик», а затем представлял страну на итальянском конкурсе «Браво Брависсимо».
Конечно, конкурсы – это стресс и переживания, слезы радости и слезы грусти. Но все это закаляет. Мир-то вокруг не особо добрый…
Сергей, то, что вы росли в небогатой семье, поспособствовало вашему сегодняшнему успеху или вы бы могли добиться еще большего, если бы у вас были обеспеченные родные?
То, что я из простой семьи, мне помогло. Я с раннего детства понимал, как зарабатываются деньги. Когда они появились, я не тратил, не распылял, а разумно их распределял. Я отношусь к деньгам бережно даже сейчас, когда могу многое себе позволить.
Как считаете, богатое детство «полезно» для ребенка с психологической точки зрения?
Это зависит от родителей. Я сам сейчас пытаюсь нащупать эту грань. С одной стороны, очень сильно люблю своего ребенка и порой даже балую его, но, с другой, не хочу допустить того, чтобы сын сел мне на шею и начал получать все по первому щелчку. У детей должна быть мотивация. Я дарю Никите подарки за определенные успехи. Все нужно заслужить – об этом я постоянно говорю с сыном.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его просьбы. Честно говоря, раньше было проще (смеется).
Я уже вижу, что Никита – человек с характером.
Но он беспрекословно меня слушается (пока, слава богу), и мне удается с ним договариваться. Я его никогда особо не ругаю (почти не за что), но стараюсь ситуацию доходчиво разъяснить, всегда предлагаю альтернативы.
А если бы вам сын сказал, что хочет участвовать в конкурсе – отпустили бы или стали отговаривать?
Конечно, отпустил бы. Если есть желание и родитель видит, что сын или дочь в чем-то талантливые, конечно, надо пробовать. А вдруг это его будущее?
То, чем я занимаюсь сейчас, – это то, что я делал с самого детства. Другого пути у меня не могло быть.
Уже можно сказать, что у Никиты лучше получается?
В принципе, в 4-5 лет уже можно разглядеть в ребенке задатки к тому или иному делу. Мы стартанули по разным направлениям и пока идем по всем одинаково, поэтому сложно сделать вывод. Вот я, например, все детство на голове стоял, поэтому мама меня отвела в гимнастику (смеется).
Никита вроде прыгает и скачет, но я вижу, что гимнастика – это для него не совсем то, что нужно. Сын очень любит футбол, играет с удовольствием, но еще и рисует прекрасно. Поэтому мы пока выбираем, на чем сосредоточиться более серьезно.
Многим родителям бывает очень сложно адекватно оценить талант ребенка, ведь свой и самый красивый, и самый пластичный, и самый музыкальный. Вы и папа, и профессионал одновременно!
Скорее я больше как профессионал его оцениваю.
Пожалуй, я гораздо более требователен к своему сыну, чем это нужно.
Я очень трезво смотрю на вещи, но, как папа, радуюсь его успехам. И они уже весьма впечатляющие. Никите еще нет четырех лет, а он уже неплохо читает, по-английски понимает и порой даже отвечает, считает на иностранном языке, алфавит знает.
Сколько гордости в ваших словах! То, что вы стали отцом, помогает при оценке детских конкурсов?
Нет, оценивать мне стало сложнее, потому что я осознаю, что передо мной чей-то ребенок. Также я прекрасно понимаю родителей, которые после того, как их чадо отсеяли с конкурса, с пеной у рта доказывают, что их сын самый лучший.
На самом деле это важно и правильно.
В момент сложного события в жизни родители всегда должны быть рядом, чтобы вселить надежду, чтобы воодушевить двигаться дальше.
Для детей из «Ты супер!» мы в какой-то степени и есть те самые жилетки и то самое плечо.
Член жюри из первого сезона конкурса Стас Пьеха рассказывал нам в интервью, что шоу научило его меньше говорить и больше делать. А как вас изменил этот проект?
Я понял, что еще больше времени хочу уделять своему ребенку, еще сильнее хочу любить, быть для него опорой и поддержкой. Также я в очередной раз убедился, что в мире есть огромное количество проблемных семей и нерадивых родителей. Те истории, которые мы услышали на проекте, они ужасающие! Иной раз даже не верится, что бывают такие люди!
Я всегда детей любил, но с появлением Никиты к детям и их родителям стал относиться с большим пониманием.
Вот, например, кричащие малыши в самолетах. Когда я пару раз полетал с сыном, то понял, что это такое.
Теперь плачущий младенец рядом не вызовет у меня даже вздоха недовольства.
Я, наоборот, подумаю, что там случилось – может, голодный, может, подгузник надо поменять? Я уже готов советами помогать всем папам и мамам (смеется).
Многие звездные родителями выступают с детьми на одной сцене. Есть ли у вас подобные планы?
N-Tour посвящен Никите. Сын всегда косвенно со мной участвует в шоу, он – мой главный вдохновитель. Но на всеобщее обозрение я хочу его вывести как можно позднее. Он все равно в этой данности будет жить, так пусть чуть-чуть попозже начнет. Хотя, может быть, это и неправильно, ведь он ребенок публичного человека, так пусть привыкает к вниманию с раннего детства… В общем, у меня дилемма…
Сергей, 1 апреля вы отпраздновали свой 35-й день рождения. Признайтесь, много галочек поставили напротив задач?
В общем, да. Честно говоря, я тот самый человек, который с детства всегда все фиксировал в ежедневнике: сделать уроки, сходить за продуктами, погулять с собакой.
Я всегда строю планы. Наверное, потому что я правильно это делаю, я все успеваю. А вообще, я по жизни такой – люблю раскладывать все по полочкам. Ни в жизни, ни в творчестве я не люблю хаоса.
Фото: личный архив Сергея Лазарева